https://ru.sputnik.kg/20250425/blizhnij-vostok-vojna-politika-1093557788.html
Зачем нужна война на Ближнем Востоке — об особенностях глобальной политики США
Зачем нужна война на Ближнем Востоке — об особенностях глобальной политики США
Sputnik Кыргызстан
Ситуация на Ближнем Востоке накаляется. В чем причины обострения и какие действия предпринимаются для предотвращения военного конфликта? Кому выгодна война в... 25.04.2025, Sputnik Кыргызстан
2025-04-25T20:04+0600
2025-04-25T20:04+0600
2025-04-25T20:53+0600
политика
в мире
сша
израиль
ближний восток
иран
война
колумнисты
колумнистика
аналитика
https://sputnik.kg/img/07e9/04/19/1093558361_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_4a26392ad17caa51bdedf1a809e3173d.jpg
Администрация президента США Дональда Трампа предпринимает настойчивые попытки с наскока разрешить едва ли не все международно-политические проблемы и конфликты. При этом политика Вашингтона проверяет на прочность возможности американской дипломатии, а заодно и терпение мирового сообщества. Достижение перемирия в конфликте на Украине, диалог по иранской ядерной программе и попытки принудить Китай к переговорам в результате тарифного давления — вот главный "список задач" Трампа, которые он планировал выполнить до истечения стодневного срока пребывания на посту президента.В то время как торговые партнеры Соединенных Штатов один за другим сдаются под натиском тарифов, запрашивая переговоры, Южная Корея не посмела даже перечить своему сюзерену. Сеул, исходя из соображений "исторического долга", просто отказался сопротивляться высоким тарифам. Европейские страны, которые также обязаны Вашингтону за свое экономическое восстановление после Второй мировой войны (план Маршалла), немного поиграв в самостоятельность, все-таки отложили введение ответных пошлин на 90 дней в ожидании переговоров. Другой преданный союзник США — Япония — тоже надеется как можно скорее договориться о тарифах, несмотря на безрезультатность первых переговоров.Для стран Центральной Азии низкая зависимость от торговли с Америкой оказалась благом: повышение тарифов в размере 10-27 процентов грозит национальным экономикам минимальным ущербом. В целом, как показывает практика, чем меньше дел имеешь с Соединенными Штатами, тем безопаснее. Но, к сожалению, особенность глобальной политики США в том, что очень трудно гарантировать свою безопасность, оказавшись в фокусе внимания Вашингтона и его союзников.С позиции силыСовременную систему международных отношений можно представить в виде пространственной карты с пульсирующими точками — конфликтными зонами, где сталкиваются экономические, политические, военные и другие интересы разных государств. Интенсивность столкновения зависит от многих факторов, ключевым среди которых является внешнее воздействие.Политика Трампа не только привела к активизации этих конфликтных зон, но и заметно синхронизировала их воздействие на всю систему международных отношений, испытывая ее на прочность. Международно-политическая напряженность в мире крайне важна для США, так как глобальные кризисы, войны и продолжительные конфликты являются традиционным и проверенным способом улучшения их экономического положения и, как следствие, усиления позиций на мировой арене.Сегодня Вашингтон сознательно повышает напряженность в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, обозначая тем самым три зоны сосредоточения своих усилий, которые по отдельности либо все сразу могут дать желаемый результат — упрочение мировых позиций США. Этого можно достичь либо путем давления и переговоров, либо посредством регионального или глобального конфликта. Хочется надеяться, что война — это самый неблагоприятный сценарий во внешнеполитическом планировании Соединенных Штатов на ближайшую перспективу, хотя история доказывает обратное.В погоне за самоутверждениемМежду тем активное вовлечение США в урегулирование военного конфликта на Украине пока не приносит необходимых результатов, за исключением постепенного восстановления и нормализации отношений с Россией. Сейчас это главное достижение, в противоположность которому отношения с Украиной и ее европейскими союзниками имеют самый противоречивый характер за последнее время, и, судя по ультимативным заявлениям американских дипломатов, Вашингтон готов легко пожертвовать их интересами. По крайней мере, всем ясно, что он не планирует идти на прямую конфронтацию с РФ — единственным государством, военный ответ которого способен гарантированно уничтожить Соединенные Штаты, а заодно и их союзников.США также не имеют серьезного желания вступать в прямую конфронтацию с Китаем — глобальной экономической державой, чей военный потенциал (включая ядерный) создает серьезные угрозы и вызовы американской гегемонии в Азиатско-Тихоокенском регионе. Несмотря на тарифную браваду и попытки экономического давления, главным желанием Белого дома остаются личные переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Складывается впечатление, что Трампу серьезно не хватает "международной легитимности" (самоутверждения в мировом сообществе) и, пока он не проведет личные встречи с главами России и Китая, "сделать Америку снова великой" не получится.Не слабое звеноКак это обычно бывает, для удара выбирают самые слабые места. Так, остается сложной ситуация на Ближнем Востоке, а именно в Сирии, Ливане и Палестине, где Израиль — главный союзник США — методично решает вопросы своей безопасности, продолжая военные операции. Уничтожение населения и гражданской инфраструктуры сектора Газа, разрушение сирийской государственности, серьезное ослабление палестинского ХАМАСа и ливанской "Хезболлы" делают Израиль единственным бенефициаром в этом региональном хаосе, который он сам же и создал при активной американской поддержке.Последним и единственным серьезным вызовом безопасности Израиля остается Иран, который в прошлом году показал возможности своего ракетного вооружения во время ответного удара. Успех этого удара по израильским военным объектам заставил многих, в том числе Вашингтон, задуматься о возможных последствиях полномасштабной войны в регионе. Под прицелом ракетного потенциала ИРИ сейчас находятся не только объекты Израиля, но и все военные базы США в регионе. Это обстоятельство несет риски и репутационные издержки, на которые Америка пока идти не готова. Однако трудно сказать, долго ли сохранится неопределенность, а также где остановятся Израиль и Соединенные Штаты в своей политике передела границ и каков будет их стратегический замысел в среднесрочной перспективе.При этом очевидно, что Вашингтон решил усилить давление именно на Тегеран, поскольку только ему можно безопасно грозить массированными бомбардировками в преддверии переговоров по ядерной программе. К слову, завершившиеся два раунда переговоров в Маскате (Оман) и Риме (Италия) дают надежду на возможность заключения нового соглашения о ядерной программе Ирана, особенно с учетом оптимистичных оценок по итогам последней встречи. Третий раунд переговоров должен состояться вновь в Маскате, но, учитывая уже известную непредсказуемость дипломатии Трампа, прогнозы делать трудно. В актив внешней политики обеих сторон можно записать одно — взаимное желание вести диалог, что само по себе является хорошим результатом.Не дать повода для войныКак известно, Россия, Китай и Иран за последние пять лет заметно интенсифицировали связи по разным направлениям, при этом оформив отношения долгосрочного стратегического партнерства. К слову, совсем недавно президент РФ Владимир Путин подписал закон, ратифицирующий договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Ираном. Китай имеет аналогичное соглашение с ИРИ с 2023 года. При этом интенсивность дипломатических связей в условном "треугольнике" заметно возросла с начала непрямых переговоров между Тегераном и Вашингтоном по ядерной программе. Так, 17 апреля министр иностранных дел ИРИ Аббас Аракчи прибыл с рабочим визитом в Москву, чтобы, как было отмечено, передать главе РФ послание верховного лидера Али Хаменеи. 22 апреля Аракчи отправился с аналогичным визитом в Пекин, где передал руководству КНР послание иранского президента Масуда Пезешкиана.Очевидно, что стратегическое партнерство России, Китая и Ирана приобретает глобальный характер. Это будет касаться согласованной позиции стран в развитии программы мирного атома в Иране, а также, не исключено, придания ситуации на Ближнем Востоке более предсказуемого характера. Вопрос формирования региональной системы безопасности обсуждается не один десяток лет, но с учетом позиции Израиля и США это всегда невозможно. Сейчас, когда ситуация хаоса после падения правительства в Сирии приобретает устрашающие формы, растут угрозы терроризма не только для РФ, Ирана и Китая, но и для стран Центральной Азии, сотрудничество по вопросам безопасности на Ближнем Востоке имеет огромное значение.
https://ru.sputnik.kg/20250423/vliyanie-formirovanie-vneshnyaya-politika-strategiya-strany-centralnaya-aziya-ekspert-1093514636.html
https://ru.sputnik.kg/20250404/usa-kyrgyzstan-poshlina-tarif-politika-miroporyadok-vliyanie-1093115478.html
сша
израиль
ближний восток
иран
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e9/04/19/1093558361_194:0:2925:2048_1920x0_80_0_0_d5490a8fc902bcaa7f74a92ea12ca532.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
политика, в мире, сша, израиль, ближний восток, иран, война, колумнисты, колумнистика , аналитика
политика, в мире, сша, израиль, ближний восток, иран, война, колумнисты, колумнистика , аналитика
Зачем нужна война на Ближнем Востоке — об особенностях глобальной политики США
20:04 25.04.2025 (обновлено: 20:53 25.04.2025) Ситуация на Ближнем Востоке накаляется. В чем причины обострения и какие действия предпринимаются для предотвращения военного конфликта? Кому выгодна война в регионе? Ответы на эти вопросы попытался найти обозреватель Sputnik.
Администрация президента США Дональда Трампа предпринимает настойчивые попытки с наскока разрешить едва ли не все международно-политические проблемы и конфликты. При этом политика Вашингтона проверяет на прочность возможности американской дипломатии, а заодно и терпение мирового сообщества. Достижение перемирия в конфликте на Украине, диалог по иранской ядерной программе и попытки принудить Китай к переговорам в результате тарифного давления — вот главный "список задач" Трампа, которые он планировал выполнить до истечения стодневного срока пребывания на посту президента.
В то время как торговые партнеры Соединенных Штатов один за другим сдаются под натиском тарифов, запрашивая переговоры, Южная Корея не посмела даже перечить своему сюзерену. Сеул, исходя из соображений "исторического долга", просто отказался сопротивляться высоким тарифам. Европейские страны, которые также обязаны Вашингтону за свое экономическое восстановление после Второй мировой войны (план Маршалла), немного поиграв в самостоятельность, все-таки отложили введение ответных пошлин на 90 дней в ожидании переговоров. Другой преданный союзник США — Япония — тоже надеется как можно скорее договориться о тарифах, несмотря на безрезультатность первых переговоров.
Для стран Центральной Азии низкая зависимость от торговли с Америкой оказалась благом: повышение тарифов в размере 10-27 процентов грозит национальным экономикам минимальным ущербом. В целом, как показывает практика, чем меньше дел имеешь с Соединенными Штатами, тем безопаснее. Но, к сожалению, особенность глобальной политики США в том, что очень трудно гарантировать свою безопасность, оказавшись в фокусе внимания Вашингтона и его союзников.
Современную систему международных отношений можно представить в виде пространственной карты с пульсирующими точками — конфликтными зонами, где сталкиваются экономические, политические, военные и другие интересы разных государств. Интенсивность столкновения зависит от многих факторов, ключевым среди которых является внешнее воздействие.
Политика Трампа не только привела к активизации этих конфликтных зон, но и заметно синхронизировала их воздействие на всю систему международных отношений, испытывая ее на прочность. Международно-политическая напряженность в мире крайне важна для США, так как глобальные кризисы, войны и продолжительные конфликты являются традиционным и проверенным способом улучшения их экономического положения и, как следствие, усиления позиций на мировой арене.
Сегодня Вашингтон сознательно повышает напряженность в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, обозначая тем самым три зоны сосредоточения своих усилий, которые по отдельности либо все сразу могут дать желаемый результат — упрочение мировых позиций США. Этого можно достичь либо путем давления и переговоров, либо посредством регионального или глобального конфликта. Хочется надеяться, что война — это самый неблагоприятный сценарий во внешнеполитическом планировании Соединенных Штатов на ближайшую перспективу, хотя история доказывает обратное.
В погоне за самоутверждением
Между тем активное вовлечение США в урегулирование военного конфликта на Украине пока не приносит необходимых результатов, за исключением постепенного восстановления и нормализации отношений с Россией. Сейчас это главное достижение, в противоположность которому отношения с Украиной и ее европейскими союзниками имеют самый противоречивый характер за последнее время, и, судя по ультимативным заявлениям американских дипломатов, Вашингтон готов легко пожертвовать их интересами. По крайней мере, всем ясно, что он не планирует идти на прямую конфронтацию с РФ — единственным государством, военный ответ которого способен гарантированно уничтожить Соединенные Штаты, а заодно и их союзников.
США также не имеют серьезного желания вступать в прямую конфронтацию с Китаем — глобальной экономической державой, чей военный потенциал (включая ядерный) создает серьезные угрозы и вызовы американской гегемонии в Азиатско-Тихоокенском регионе. Несмотря на тарифную браваду и попытки экономического давления, главным желанием Белого дома остаются личные переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Складывается впечатление, что Трампу серьезно не хватает "международной легитимности" (самоутверждения в мировом сообществе) и, пока он не проведет личные встречи с главами России и Китая, "сделать Америку снова великой" не получится.
Как это обычно бывает, для удара выбирают самые слабые места. Так, остается сложной ситуация на Ближнем Востоке, а именно в Сирии, Ливане и Палестине, где Израиль — главный союзник США — методично решает вопросы своей безопасности, продолжая военные операции. Уничтожение населения и гражданской инфраструктуры сектора Газа, разрушение сирийской государственности, серьезное ослабление палестинского ХАМАСа и ливанской "Хезболлы" делают Израиль единственным бенефициаром в этом региональном хаосе, который он сам же и создал при активной американской поддержке.
Последним и единственным серьезным вызовом безопасности Израиля остается Иран, который в прошлом году показал возможности своего ракетного вооружения во время ответного удара. Успех этого удара по израильским военным объектам заставил многих, в том числе Вашингтон, задуматься о возможных последствиях полномасштабной войны в регионе. Под прицелом ракетного потенциала ИРИ сейчас находятся не только объекты Израиля, но и все военные базы США в регионе. Это обстоятельство несет риски и репутационные издержки, на которые Америка пока идти не готова. Однако трудно сказать, долго ли сохранится неопределенность, а также где остановятся Израиль и Соединенные Штаты в своей политике передела границ и каков будет их стратегический замысел в среднесрочной перспективе.
При этом очевидно, что Вашингтон решил усилить давление именно на Тегеран, поскольку только ему можно безопасно грозить массированными бомбардировками в преддверии переговоров по ядерной программе. К слову, завершившиеся два раунда переговоров в Маскате (Оман) и Риме (Италия) дают надежду на возможность заключения нового соглашения о ядерной программе Ирана, особенно с учетом оптимистичных оценок по итогам последней встречи. Третий раунд переговоров должен состояться вновь в Маскате, но, учитывая уже известную непредсказуемость дипломатии Трампа, прогнозы делать трудно. В актив внешней политики обеих сторон можно записать одно — взаимное желание вести диалог, что само по себе является хорошим результатом.
Как известно, Россия, Китай и Иран за последние пять лет заметно интенсифицировали связи по разным направлениям, при этом оформив отношения долгосрочного стратегического партнерства. К слову, совсем недавно президент РФ Владимир Путин подписал закон, ратифицирующий договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Ираном. Китай имеет аналогичное соглашение с ИРИ с 2023 года. При этом интенсивность дипломатических связей в условном "треугольнике" заметно возросла с начала непрямых переговоров между Тегераном и Вашингтоном по ядерной программе. Так, 17 апреля министр иностранных дел ИРИ Аббас Аракчи прибыл с рабочим визитом в Москву, чтобы, как было отмечено, передать главе РФ послание верховного лидера Али Хаменеи. 22 апреля Аракчи отправился с аналогичным визитом в Пекин, где передал руководству КНР послание иранского президента Масуда Пезешкиана.
Очевидно, что стратегическое партнерство России, Китая и Ирана приобретает глобальный характер. Это будет касаться согласованной позиции стран в развитии программы мирного атома в Иране, а также, не исключено, придания ситуации на Ближнем Востоке более предсказуемого характера. Вопрос формирования региональной системы безопасности обсуждается не один десяток лет, но с учетом позиции Израиля и США это всегда невозможно. Сейчас, когда ситуация хаоса после падения правительства в Сирии приобретает устрашающие формы, растут угрозы терроризма не только для РФ, Ирана и Китая, но и для стран Центральной Азии, сотрудничество по вопросам безопасности на Ближнем Востоке имеет огромное значение.