Как массмедиа в государствах Евразийского экономического союза относятся к самой идее интеграции? Чаще ругают или хвалят? Иногда мнение складывается на основе всего нескольких статей и новостей, но есть ли общая картина и ответы на эти вопросы? Как выяснилось, да.
Сегодня, 24 апреля, были презентованы итоги исследования евразийского медиаиндекса за 2017–2019 годы. Их представили на вебинаре "Медиаизмерение евразийской интеграции: актуальные тенденции и вызовы". Мы подготовили обзор наиболее интересных и важных моментов исследования и вебинара.
Сколько СМИ и как оценивали?
Презентовал исследование директор Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) Сергей Рекеда. Он рассказал, что проанализировали около 45 тысяч материалов из 465 источников. Критериев было семь, в том числе позитивность/негативность публикаций, объем аналитики, высказывания официальных лиц, внимание к теме ЕАЭС и другие.
Интересная скука
По словам Ракеды, у освещения тематики ЕАЭС во всех странах интеграционного объединения есть общие черты. Так, основными драйверами евразийской информационной повестки являются официальные мероприятия.
Показывая официальное фото с лидерами государств, глава ЦИПИ заметил, что это скучный снимок.
"Но как только люди с этих фотографий собираются вместе, резко вырастают позитивность и евразийский медиандекс во всех странах. Также резко вырастают показатели медиаиндекса, когда собираются наши премьер-министры и проходят двусторонние визиты или (в меньшей степени) заседания Евразийской экономической комиссии", — сказал Ракеда.
Он пояснил, что официальные мероприятия создают главные и резонансные поводы в тематике ЕАЭС и сильнее всего привлекают внимание читателей.
Топ тем публикаций про ЕАЭС. Спойлер — нет политики
Как отметил директор ЦИПИ, "до евразийского медиаиндекса говорили, что интеграция — это политика, идеология, имперский проект и так далее". Однако, согласно исследованию, в 2017–2019 годах в СМИ практически не обсуждались политика и идеология.
Как "бархатная революция" отразилась на отношении армянских СМИ к ЕАЭС
Ракеда рассказал, что самое позитивное информационное поле в отношении интеграционного объединения наблюдается в Армении. Упомянул он и о "бархатной революции".
"Говорили, что в результате этих событий к власти пришли евразийские скептики, которые возьмут курс на выход из ЕАЭС. Нам на помощь приходят показатели официальной риторики и мы видим, что принципиально ничего не изменилось", — подчеркнул глава ЦИПИ.
Как интеграцию освещают в Кыргызстане?
По словам эксперта, кыргызстанские медиа больше всего пишут о социальной сфере в ЕАЭС.
"Много внимания уделяется теме мигрантов. В 2019 году она стала не только создавать негатив и играть против имиджа ЕАЭС, но и создавать позитив", — сказал Рекеда.
В частности, на ситуацию повлияли материалы о том, что в странах союза начнут платить пенсии мигрантам.
Какие рекомендации?
Участники сделали несколько рекомендаций. В частности, они предложили обеспечить пиар-поддержку евразийской тематике, а также системно работать в информационном пространстве.