Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979 года. Советский Союз вкладывал огромные средства в экономику этой восточной страны.
В 2006 году Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов.
Sputnik Кыргызстан рассказывает историю советско-афганских строек и показывает, в каком состоянии эти объекты сегодня.
Мост "Дружба" — "Пули Дусти"
"Пули Дусти", или "Хайратон", известен во всем мире — именно по этому мосту с 15 мая 1988 года выводились советские войска. Вывод закончился 15 февраля 1989 года, когда через переправу проследовали последние подразделения.
Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан с Узбекистаном. Длина моста — 816 метров. Сегодня через него проходят все грузы с севера Афганистана — около половины экспорта страны.
Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже через два года, весной 1982-го. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль.
В июле 1997 года после захвата провинции Балх талибами движение по мосту было прекращено. Открыть мост удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001-м. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет.
В ноябре 2010 года Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017-м по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован.
Тоннель Саланг
Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван, в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки.
Строительство началось в 1958 году — основные работы вели специалисты "Московского метростроя" по советскому проекту. В СССР они имели наибольший опыт прокладки подземных путей. Прокладывая тоннель, строители взрывали горные породы, а затем облицовывали проходы бетоном. Для защиты порталов от лавин были построены галереи.
В годы присутствия советских войск в Афганистане тоннель Саланг стал одной из главных линий коммуникаций 40-й армии. В районе перевала постоянно шли бои с отрядами моджахедов Ахмада Шаха Масуда. Его отряды ежедневно обстреливали порталы тоннеля.
После выхода советских войск из Афганистана тоннель контролировался отрядами "Северного альянса" (объединение ряда полевых командиров северного Афганистана. — Ред.). Тоннель был взорван в 1998 году, восстановление началось уже после поражения талибов в конце 200-го силами российской и французской экспедиций. Открылся он 19 января 2002 года и 20 января пропустил первый автомобильный конвой МЧС РФ с гуманитарным грузом.
Правительство Афганистана с 2012 года разрабатывает проект строительства второго тоннеля протяженностью 12 километров в южной части перевала Саланг. В 2017-м австралийская компания Smeck Consultants выиграла конкурс на разработку проекта и технико-экономического обоснования проекта нового тоннеля.
ГЭС Наглу
Наглу стала одной из крупнейших электростанций в Афганистане и главным поставщиком электроэнергии в Кабул. Она оснащена четырьмя гидроагрегатами, мощность которых составляет 100 МВт. ГЭС расположена в сорока километрах к востоку от афганской столицы на реке Кабул, плотина образовывает водохранилище.
Строительство началось в 1960 году, и уже через семь лет были запущены гидроагрегаты. Гидроэлектростанция была возведена по проекту института "Гидропроект" (советская, а затем российская организация. — Ред.), работы велись объединением "Технопромэкспорт" (с 2009 года входит в состав ГК "Ростехнологии". — Ред.).
После падения власти талибов правительство Афганистана стало искать способы преодоления энергетического кризиса в столице. В 2005 году афганские электростанции Наглу, Махи-Пар и Сароби не выдавали необходимого количества электроэнергии из-за снижения стока реки Кабул, и только ГЭС Наглу могла работать круглогодично. В столице Афганистана только 5 процентов населения могли использовать электроэнергию.
Восстановительные работы на двух неработающих гидроагрегатах начались в 2007-м. Контракт афганские власти подписали с российской компанией "Технопромэкспорт", финансирование велось на средства Всемирного банка, который выделил правительству Афганистана 32,5 миллиона долларов.
В 2010-2012 годах запустили отремонтированные гидроагрегаты и заменили трансформаторы. В январе 2016-го Всемирный банк выделил еще один грант на 83 миллиона долларов на дальнейшую модернизацию.
Политехнический университет
В 1960-х годах советские специалисты построили в Кабуле еще один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1,2 тысячи студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму — более 6 миллионов рублей.
Университет называют "островком советской культуры". Большинство преподавателей — выпускники советских вузов, русский язык изучают около 70 процентов студентов. Учащиеся используют русско-персидские словари, чтобы готовиться к лекциям и семинарам.
Здесь открыто восемь факультетов, в том числе строительный, электромеханический, геологический и автостроительный.
Во время войны в университетскую библиотеку попала бомба, многие книги сгорели, и теперь вузу не хватает учебных материалов. Студенты до сих пор используют старые советские учебники. Здание отремонтировано, но нет необходимого оборудования для выполнения практических работ.