С 25 июля нынешнего года таможенные пошлины на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями снизились в Кыргызстане до уровня 2014-го. Были введены стимулирующие ставки пошлин на гибридные машины (0,5-0,6 доллара за кубический сантиметр двигателя), а за ввоз электромобилей вообще ничего платить не нужно. Эти правила будут действовать до 31 декабря 2019 года.
Цены на авто рухнут?
Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев говорит, что цены уже начали постепенно снижаться.
"Машины на вторичном рынке дешевеют — на это и был расчет при снижении таможенных пошлин. Сильнее всего нововведения отразятся на крупногабаритных авто. В европейских странах ездить на машинах с большим объемом двигателя невыгодно, и многие люди выбирают экономичный транспорт. Поэтому скоро наш рынок заполонят внедорожники из Европы", — отметил эксперт.
Пономарев уверен, что эти авто будут пользоваться спросом в Кыргызстане. На активные продажи, по его мнению, повлияют несколько факторов.
"В условиях нашего ландшафта ездить на таких машинах удобно. Кроме того, бензин у нас в 5-6 раз дешевле, чем в Европе. Еще одним фактором, влияющим на спрос, будет большое предложение: оно приведет к снижению цен, и авто станут доступны большему числу людей", — сказал эксперт.
Скупщик автомобилей Бакыт Латыпов жалуется, что из-за снижения таможенных ставок сегодня трудно продать машины, которые были приобретены до 25 июля.
"Мы вложились в несколько BMW Х5 от 2000-го до 2005 года выпуска. Самое старое авто из этой серии в хорошем состоянии стоит, как Fit, — 4,2 тысячи долларов. Мы не можем продать эти машины уже полгода, на них нет спроса", — признался мужчина.
"Раньше мы привозили только грузовые машины, а сейчас поступают заказы и на легковые — в основном на Toyota, Honda, Mercedes, BMW. Чек на авто с растаможкой сегодня составляет от 5 до 15 тысяч долларов. Люди сопоставляют цены: если машины 2000-го и 2008 годов выпуска стоят 8 тысяч, разумный покупатель, конечно, выберет второе", — заметил Жумабеков.
Что происходит на главном авторынке страны?
Директор автомобильного рынка РИОМ Бактыбек Тумонбаев рассказал, что на крупнейшей площадке по продаже подержанных авто цены медленно снижаются.
"Торговцы стали снижать стоимость после 25 июля — одни на 100 долларов, другие на 200, а кто-то и на 300. Цена формируется из нескольких составляющих, и знающий человек всегда понимает, за что он платит. Снижение, даже небольшое, обусловлено тем, что на рынке стали появляться машины из Европы, Грузии и ОАЭ", — пояснил Тумонбаев.
Один из продавцов Эмиль Сакенов считает, что снижение цен — обычный сезонный фактор.
"В сентябре, когда у людей были лишние деньги, машины стоили на 200-300 долларов дороже. Так происходит уже много лет: продавцы знают, что в начале осени денег у покупателей больше обычного. Автомобилей 2008 года и "моложе" на рынке пока немного, и стоят они примерно так же, как машины "постарше" в хорошем состоянии", — рассказал продавец.
Экономический эксперт Искендер Шаршеев тоже полагает, что значительного снижения цен ждать не следует.
"Перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС люди массово скупали авто для перепродажи, так как знали, что пошлины вырастут. То есть они подготовились к этому, массово инвестировав средства в машины. Но потом предложение превысило спрос, и многие остались ни с чем. Однако для тех, кто смог переждать пару лет, наступило золотое время. Сегодня автомобили реализуют по хорошей цене, а спрос объективно растет", — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что снижение пошлин позволит немного обновить автомобильный рынок, а делать большие инвестиции в эту сферу рискованно.
"Машины, ввезенные в Кыргызстан напрямую, нельзя продавать в других странах ЕАЭС. Этот товар рассчитан лишь на местного потребителя", — уточнил Шаршеев.
Снизились ли цены на новые авто?
Менеджер по маркетингу BMW-центра Элита Каниметова сообщила, что снижение таможенных пошлин не отразилось на интересе потребителей к новым автомобилям.
"Люди понимают, что, покупая новую машину, они приобретают не только авто без пробега, но и пакет дорогостоящих услуг", — пояснила она.
Руководитель отдела маркетинга Toyota-центра Татьяна Третьякова отметила, что компания выполняет установленные нормы продаж.
Менеджер компании Ravon Ильзат Хазимов рассказал, что с весны текущего года в КР не привозят автомобили узбекского производителя.
"Наши машины пользовались спросом, но политика главного офиса изменилась, и сейчас авто не экспортируют ни в Кыргызстан, ни в Россию. Компания признала, что переживает кризис. Пока не ясно, когда Ravon возобновит экспорт, но, если это случится, цены вырастут минимум на 100 процентов", — сообщил Хазимов.
В Кыргызстан хлынут дешевые авто из Китая?
На сайте Госагентства по продвижению инвестиций и экспорта сообщается, что минувшим летом делегация крупнейшей машиностроительной компании КНР — Beijing Automotive Industry Holding Co. Ltd (BAIC Group) — приняла участие в экономическом форуме в Кыргызстане. Эксперты агентства провели с ней переговоры.
На том же сайте указано, что BAIC Group ежегодно производит до миллиона авто. Сейчас она занимается активной разработкой и продажей электромобилей.
Заведующий отделом продвижения инвестиционных проектов госагентства Нурадил Баясов сообщил корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что во время переговоров стороны обсудили возможность поставки электромобилей в КР.
"Наши эксперты подготовили все необходимые данные, сейчас китайская сторона рассматривает эту информацию", — сказал он.
"Нужно детально проработать вопрос о способах поставки машин в Кыргызстан и учитывать, что наша страна входит в ЕАЭС. Из-за этого придется обговаривать персональные условия экспорта", — подчеркнул он.
Руководитель аналитического центра "Биз — эксперт" Улук Кыдырбаев уверен, что при наличии приемлемых цен отечественным покупателям будет интересно такое сотрудничество.
"В Бишкеке уже есть компания, которая использует электромобили в работе. Ночью машины заряжаются, а днем на них доставляют еду по городу. Мощности хватает на 90 километров. Думаю, многие горожане заинтересуются такими авто", — подытожил эксперт.
Однако самым главным вопросом является создание необходимой инфраструктуры. Чтобы использование электромобилей стало массовым, должны появиться зарядные станции.