Знаете ли вы, кто сегодня выступает на подмостках главной балетной сцены республики и какие спектакли здесь ставятся? Меня, к примеру, просветил на этот счет Максат Сыдыков.
— Я слышала, многие артисты балета злятся, когда их называют танцорами. Вы тоже?
— Нет. Но вообще это неправильно, корректнее будет "танцовщики".
— Расскажите, почему вы посвятили жизнь танцу? Ведь многие считают балет совсем не мужским занятием.
— В 90-х, когда вокруг царили разруха и беспредел, мои родители, очень интеллигентные люди, опасались, что я могу попасть в дурную компанию. Когда мне было 12 лет, мама привела меня в Бишкекское хореографическое училище, чтобы уберечь от проблем, которые наживали себе дворовые пацаны. Естественно, мне, как и другим мальчишкам, все это было чуждо…
После того урока наш танцевальный класс изменился — у всех как будто второе дыхание открылось. Мы с ребятами стали уделять занятиям гораздо больше времени, относиться к ним ответственнее. Потом начали ездить на конкурсы… Когда добиваешься успеха, хочется работать еще больше.
— А проблем из-за танцев у вас не было? Сами ведь говорите, лихие 90-е и все такое…
— Нет, в хореографическом училище были такие же ребята, как я. Это вообще, на мой взгляд, одно из лучших учебных заведений в Кыргызстане. Педагоги приветливы, но и строги… в меру. Силу духа там укрепляют с детства: постоянно держать себя в форме, соблюдать режим, заниматься — это труд, продолжающийся 24 часа в сутки. Им надо жить.
Когда я учился в Англии, у меня был друг, работавший физиотерапевтом в "Челси" (английский профессиональный футбольный клуб. — Ред.). В то время это еще была команда среднего уровня, играющая в премьер-лиге. Однажды мы организовали совместный проект, в ходе которого сравнили физические характеристики артистов балета и футболистов. Так вот, танцовщики "сделали" спортсменов по всем показателям! Балет — это вам не "джига-дрыга", танцовщики проходят серьезную атлетическую подготовку.
— Расскажите, как вы уехали учиться в Англию и как нашим танцовщикам попасть в одну из лучших танцевальных школ мира.
— Когда мне исполнилось 14 лет, мы начали выезжать на соревнования. Первые были в "Артеке" (международный детский центр в Крыму, в советское время — самый знаменитый пионерский лагерь. — Ред.). Это был уникальный опыт. Туда же, кстати, приезжала тогда и Алина Кабаева в составе сборной по гимнастике. Вообще, я там набрался впечатлений на всю жизнь.
— Сколько вы там проучились?
— Три с половиной года. А в 17 лет мне предложили работу в Японии, и я согласился. Там познакомился со знаменитым хореографом Мартином Шлепфером, который пригласил меня поработать с ним в Германии. Я совмещал путешествия и работу, танцевал в потрясающих спектаклях…
— Есть сложившийся стереотип о балетных труппах: мол, сначала ты танцуешь в массовке и только много позже, если очень повезет, тебе позволят исполнить что-то великое.
— Отношение к балетному искусству в Европе не идет ни в какое сравнение с тем, как к нему относятся в Кыргызстане. Тем не менее вы вернулись в Бишкек…
— Согласен, европейцы балетное искусство очень ценят. Люди идут на балет за живыми эмоциями, которые невозможно передать даже в IMAX. Я хочу открыть здесь свой театр, создать труппу и делать свои шоу. Как вы думаете, кыргызстанский зритель достоин того, чтобы видеть качественное танцевальное шоу?
— Думаю, да.
— Теперь некорректный вопрос: как вы зрителей в театр-то затащили? Сегодня люди даже фильмы предпочитают смотреть в Интернете…
— К нам приходят за теми самыми живыми эмоциями — вы не представляете, сколько на сцене страсти и огня! В нашей стране во времена СССР тоже были завзятые театралы, не пропускавшие ни одной постановки. Просто в 90-х годах появились дилетанты, которые ставили некачественные спектакли, обманывая зрителей, и те постепенно теряли интерес к театру. Наша задача — вернуть этот интерес. Мы хотим делать качественные, зрелищные шоу: приходя к нам, человек должен зарядиться энергией.
— Это будет что-то очень смелое, обнаженное?
— Я стараюсь не ставить провокационные спектакли, вижу грань между красотой и пошлостью. Родители привили мне хороший вкус. Отец, например, всегда говорил, что искусство заканчивается там, где люди начинают раздеваться.
Сейчас часто слышу, что современный балет — это кувыркающиеся на сцене голые люди. Нет! В современном балете есть драматургия, хореография, пластика и страсть. Я не позволю своим артистам обнажаться, чтобы заманить зрителей в зал. Мои танцовщики всегда элегантны и красивы — такова моя позиция.
— Насколько выгоден этот бизнес?
26 апреля мы ставим "Ромео и Джульетту" в Национальном театре оперы и балета. До этого я поставил спектакль "Люди и звери", который заставлял зрителя думать, копаться в себе. Кстати, не все такое любят, кто-то предпочитает классического "Щелкунчика", где можно просто наслаждаться эстетикой, не утруждая себя размышлениями.
К осени мы готовим большую постановку, связанную с тематикой времен правления Николая II. В ней будет задействовано около 40 танцовщиков.