Продюсер Азим Азимов мало того, что опаздывал на интервью на 15 минут, так еще и упорно не брал трубку. Сообщения в Фейсбуке тоже оставались без ответа. "Богема, она такая", — выдохнула я и пошла пить чай. Не успела: появился мой собеседник.
— Я знаю, вы иногда пишете, что люди опаздывают на встречу, поэтому планировал приехать минут за пятнадцать до назначенного времени…
— Это у нас такая народная забава, я к ней уже привыкла.
— Вообще-то я ненавижу опаздывать, но сегодня был просто сумасшедший день.
— У меня тоже. Я уже посмотрела трейлер сериала и не сказала бы, что сюжет какой-то супер-оригинальный: девушка мечтает стать дизайнером, ее мучают сомнения, а потом она с друзьями открывает свое дело.
— Анализируя фильмы и сериалы, которые выходили в Кыргызстане, я заметил, что девушки у нас всегда играют строго декоративную роль. Они выполняют функцию украшения кадра своей природной красотой и неуместным вечерним макияжем в любое время суток.
— Даже в Голливуде немного актеров, которые могут в одиночку вытянуть весь фильм. Где вы отыскали кыргызстанскую Кейт Уинслет?
— У нас достаточно здоровая самооценка. Мы понимали, что, будучи непрофессионалами в этой отрасли, не создадим какой-то шедевр на века. Просто хотели найти девушку, которая соответствовала бы характеру героини. Вообще-то у нас три главных героя. Сериал называется "Камень, ножницы, бумага". Камень — это Данияр, ножницы — Камилла, а бумага — их друг Бекжан.
Кастинги не были классическими актерскими прослушиваниями — они проходили как своеобразное собеседование. Мы старались искать людей, которые сыграли бы самих себя. С поисками главной героини проблем не возникло: девушек, желающих сниматься в кино, в стране хоть отбавляй. Они готовы работать бесплатно, лишь бы их показали по телевизору. Найти подходящих парней оказалось гораздо сложнее. Возможно, мужчины в нашей традиционной культуре более консервативны и им не свойственно проявлять артистичность.
— В Кыргызстане сложилась такая практика: создателям фильмов легче привлечь в качестве актеров своих друзей, чем профессионалов. Наш Институт искусств постоянно выпускает кадры, почему бы их не задействовать?
— Мы хотели взять людей, которые популярны в социальных сетях. Это было продюсерское решение, наше маркетинговое ноу-хау. На главную роль искали девушку с большим числом фолловеров в Инстаграме — знали, что она начнет продвигать себя и свой проект, а мы сможем чуть-чуть на этом спаразитировать.
Мне кажется, когда люди играют самих себя, зрители им верят. Я на это, по крайней мере, надеюсь.
— А кого потенциальные актеры хотели играть больше всего?
— У нас есть героиня, которую зовут Жанна. Ее играет классная молодая актриса Айгерим Талант. По сценарию, она бросает Бекжана и улетает в Москву, потому что ей тесно и скучно в Бишкеке. Мы сделали эту героиню нарочито стервозной.
Каждый раз, когда обсуждали роли с потенциальными актрисами, все желали играть именно эту девушку, хотя она появляется в сериале всего пять раз. Я понял, что мы ковырнули какой-то нерв, когда девушка хочет идти вперед, развиваться, а парень застревает в своем юношестве.
— Теперь главный вопрос: за чей счет банкет? Мало кто хочет финансировать высокозатратные и сложные проекты.
— Какой смысл платить, если они готовы сниматься бесплатно? Неэкономно.
— Я, как продюсер, понимаю, что нужно платить людям, чтобы требовать от них серьезного отношения к работе, чтобы они приходили вовремя и выкладывались на сто процентов, не отлучаясь по своим делам.
— Это же очень дорого!
— У меня есть своя студия, и это отчасти удешевило кинопроизводство. В какой-то момент деньги закончились, но начались парламентские выборы — я заключил хороший контракт, заработал, взял каникулы на пару месяцев и снял свой сериал. Он полностью окупился.
— Как? Я понимаю, когда окупается полнометражный фильм: его показывают в кинотеатрах, люди платят деньги за билеты. Но с сериалом так не получится, а телеканалы много денег за размещение не дадут, я знаю.
— Мы очень эффективно распродали рекламу в рамках сериала. Но в Кыргызстане действительно нет бизнес-модели, которая позволяла бы таким проектам окупаться. Поэтому у нас часто бывает второсортное производство с плохими камерами и участием не очень профессиональных людей. Однако сериалы в стране будут сниматься непременно. Я по натуре оптимист. Думаю, этот сериал уж точно изменит жизнь наших актеров, их будут узнавать в маршрутках и троллейбусах…
— А что, они в троллейбусах ездят?
— Ну да! Азат Асамбаев, например, снялся в кыргызстанском 3D-фильме "Бархатный сезон". Он почему-то не гордится этим опытом… его право. Так вот, однажды он залез в битком набитую маршрутку и стоял там, согнувшись в три погибели. Один парень посмотрел на него и сказал: "Не знал, что такие люди ездят в маршрутках!".
— Я как-то беседовала с телеведущей Мариной Ким, и она пожаловалась на местных спонсоров. Мол, для них пример ненавязчивой рекламы — это когда ты сидишь в костюме брендового цвета компании и держишь в зубах "симку". У вас было так же?
Наше решение относительно скрытой рекламы было простым: в сериале ее нет. Мы хотели, чтобы его показали по телевизору, а по законодательству скрытая реклама запрещена. Сериал обменяли на рекламное время, в которое пригласили партнеров. Поэтому у нас нет компромисса между творчеством и коммерцией, мы просто ставим рекламу в соответствующий блок.
— Съемки были долгими?
— Мы планировали закончить проект за три-четыре месяца, но с учетом всех каникул и перерывов съемки растянулись на девять. Некоторые сцены, которые мы должны были сделать в августе, пришлось снимать в ноябре–декабре. Хорошо, что выдалась теплая зима, — ребята ходили по улице в легкой одежде и героически терпели низкие температуры. Но был момент, когда наш режиссер снял наушники и сказал: "Так нельзя работать! Вороны каркают…".
— Были казусы во время работы?
— В цехе, где мы начали съемки, случайно перевернули стол со всеми раскройками. Это был настоящий швейный цех. У друзей, которые разрешили нам снимать там, была совершенно правильная реакция: нас выгнали. Это сразу повлияло на нашу сюжетную линию — мы поняли, что героям нужно расширяться, и переехали в красивый, просторный цех.
— Что было самым-самым сложным?
— Главная сложность — это наш вопиющий непрофессионализм. Мы сняли первую серию, озвучили ее, "покрасили", но при съемках второй уровень профессионализма неожиданно вырос. Понимая, что о фильме будут судить по первой серии, мы пересмотрели ее, ужаснулись и полностью пересняли.
— Где смотреть ваш сериал?
— На КТРК. Премьера в эту субботу в 21.55. Шесть серий будут показывать на протяжении трех недель, но мы не хотим ограничиваться одним каналом. Еще выйдем на ЭлТР и областных телеканалах, и только 1 марта выложим сериал в Сеть в хорошем качестве.
— Кто ваши зрители?
— Вся страна. Да, тут у меня много амбиций и высокое самомнение. Но мы сняли целомудренную картину для всей семьи. Долго обсуждали, быть ли поцелуям в нашем сериале. В итоге у нас никто не целовался, потому что мы собираемся пойти в регионы.
— Зачем нам смотреть этот сериал?
Мы хотели показать, что наши ребята добиваются цели только честным путем. Снимая этот сериал, передавали своему зрителю простое сообщение: в Кыргызстане можно работать, можно заводить семью, создавать бизнес и добиваться успеха.