Едва не заблудившись в подвальном помещении и наконец-то найдя нужную нам комнату, мы встретились с Гульзадой Рыскуловой. Гримерная известной певицы больше напоминала кабинет офисного сотрудника: без зеркал и множества ярких лампочек. Она активно готовилась к предстоящему концерту: мейкап, наряды и поклонник за дверью. Кстати, он терпеливо прождал пару часов, чтобы наконец-то вручить певице ее портрет.
— Как-то я встретила вас в одном из столичных магазинов. И в обычной жизни вы создаете впечатление весьма серьезной женщины. Как разнится ваш повседневный образ со сценическим?
— Никогда не думала, что могу так выглядеть. В жизни я очень простая. Во всем — от одежды до манеры общения. Ну а на сцене все зависит от исполняемой мной песни. Когда песня и музыка написаны самостоятельно, то невозможно не проникнуться каждым словом.
— Мне всегда был интересен процесс написания песен. Вот иногда слушаешь и думаешь: ну как такое могло прийти в голову? Но это не про вас.
— Для меня процесс создания стихов и мелодии до сих пор остается загадочным. Например, песня "Толгонуу" родилась в очень интересной обстановке. Я проснулась в 3 часа ночи, будто по велению каких-то сил. Села за стол и начала моментально записывать слова к песне, а потом уже и мелодию. Это было какое-то пробуждение души и моего внутреннего мира.
Создание песни "Жер эне" было навеяно давним желанием исполнить песню с бабушками. Это ведь апалар, которые всегда полны позитивной энергии и добра, несмотря на их уже немалый возраст. Кстати, именно эту песню мы исполняли на Всемирных играх кочевников в 2014 году. Для меня та неделя выступлений стала незабываемой.
Есть в моем репертуаре композиции, которые навеяны кыргызскими традициями и гордостью за народ. Например, патриотичная песня про нашего богатыря "Курманбек".
— После этих слов так и напрашивается вывод, что вы человек глубоко традиционный…
А вообще традиции кыргызов удивительны. У каждой свое место — от новорожденного до аксакала. Поражает и уважение наших предков к земле, огню и воде. Это именно уважение. Люди, которые думают, что кыргызы поклоняются стихиям, глубоко ошибаются.
Что касается меня, то я часто рассказываю свои хорошие сны воде, чтобы они сбылись. И плохие, чтобы она их унесла.
— А вы смогли бы променять квартиру в столице на жизнь в юрте на джайлоо?
— Когда-нибудь я это точно сделаю. Часто говорю мужу, что хочу дом из натурального камня возле реки. И рядышком на солнечной поляне юрту поставить. У природы ведь невероятная энергетика.
— Может, ваш сценический образ был навеян горным ветром и запахом синих елей? Отсутствие страз и топорных блестящих нарядов подсказывает, что это не многочасовая работа отечественных стилистов…
— На самом деле все началось с песни "Мен кыргыздын кызымын". Она и вдохновила меня на создание образа, в котором соединились традиционность и современность. Я просто вспомнила, как кыргызские девушки выглядели раньше, надела стилизованные серебряные украшения и вышла на большую сцену.
Хотя началась она для меня раньше — в 2010 году с победы в конкурсе традиционной песни и музыки. Тогда исполнилось то, о чем мечтала с самого детства, — я наконец-то вышла к настоящему зрительному залу. Впечатления от этого выступления и заставили меня двигаться дальше, творить.
— Но ведь секрет вашего успеха — это не кыргызский орнамент на сценическом костюме и комуз в руках. Как думаете, что привлекает людей в вас?
Кроме того, этноисполнители привлекают внимание не только песнями, но и своим образом. Каждый выход на сцену вызывает у зрителя интерес. Он не только слушает, но и познает новую культуру, пытаясь понять, что значат узоры на твоем платье.
— Как вы относитесь к критике? Появление вашей фигуры на отечественной сцене не все восприняли однозначно. Вы ведь в своем образе трансформировали традиции кыргызов…
— Есть здоровая и аргументированная критика, и к ней я иногда прислушиваюсь. Конечно, если она не идет наперекор моим целям и идеям. Завистливые комментарии диванных экспертов в социальных сетях не читаю. Никто лучше меня не знает, где я сделала хорошо, а где плохо.
Когда вышла песня "Акылым жок", люди начали говорить о моем безумии. Критически восприняли и мое исполнение песни "Курманбек", когда я вышла на сцену в джинсах.
Вообще, для кыргызстанцев вопрос традиционности очень болезненный. Некоторые никак не поймут, что кыргызские девушки больше не наденут длинное платье и не заплетут две косы. Но это не значит, что мы утратили свою уникальность как народ. Мы лишь развиваемся вместе со всем миром.
— Вы давали концерты во многих странах, что хотели бы перенять оттуда для Кыргызстана?
— Мне очень хочется, чтобы у нас развивалось туристическое направление. Мы что-то мало-мальски делаем, но этого недостаточно. А ведь потенциал у нас огромный. Я бы переняла высокий турецкий сервис и корейские методы развития туризма.
Если говорить о шоу-бизнесе, то сразу вспоминается международный фестиваль "Дух Тенгри", который собрал этноисполнителей со всего мира. А главное — уровень организации, которого так не хватает Кыргызстану. Потому что самое масштабное, что у нас провели, это концерт "Голос природы", на котором выступили исполнители из Якутии, с Алтая и из Хакасии.
— А можем ли мы вообще говорить, что в Кыргызстане есть шоу-бизнес? У нас хороших артистов на пальцах одной руки можно пересчитать…
Что касается меня, то я могла бы петь под "минус" без музыкантов и красивых декораций и зарабатывать на этом сравнительное неплохие деньги. Но мне хочется делать все профессионально, с ориентиром на международный уровень. Конечно, это тяжело. Но что поделаешь?
— А зачем, собственно, вам этот уровень? Не думаю, что у нас эти старания высоко оценят. Может, вы планируете продолжить карьеру певицы за рубежом?
— Когда я нахожусь в другой стране, то всегда задаю себе вопрос: "Могла бы я здесь остаться?". Ответ всегда отрицательный. Мне уютно и душевно жить в простом и маленьком Кыргызстане.
— А какая страна вам запомнилась больше всего? Где вас встретили с большим теплом?
Помню, после выступления в Корее ко мне подбежала толпа. Люди стали задавать множество вопросов. Как шьется это платье, что означает эта вышивка, о чем поете и что за странный инструмент у вас в руках?.. Их даже туфли интересовали. Этот момент запомнился мне надолго.
— А вы когда-нибудь прыгали в толпу с надеждой, что она удержит вас на руках? Вообще, расскажите о своем самом ярком концерте.
— Самым знаменательным остается первый сольный концерт. Я долго к нему готовилась и даже не подозревала, что после него моя жизнь так изменится. Нет, я не проснулась на следующее утро звездой. На концерте я встретила своего мужа.
— А что насчет поклонников? Вы женщина, которую невозможно оставить без внимания…
— Я публичный человек, и внимания мне не избежать. Да и не хочется, это ведь приятно и даже хорошо. Если люди не преследуют корыстных целей, то почему бы мне не радоваться их подаркам? Что еще могу сказать, хожу я на свидания или нет? Боюсь, муж ревновать будет.
— Совсем недавно общественность узнала о пополнении в вашей семье. Не было ли страшно, что после родов больше не сможете вернуться на сцену?
— Не было. Я дала последний концерт за две недели до родов. Кстати, помню, на первое выступление после родов я надела пышное платье, которое слегка подчеркнуло еще не ушедший живот. Забавно было, что организаторы подумали, что я до сих пор в положении, и поочередно подходили и спрашивали о моем состоянии. Я была вынуждена им подыграть.
— В чем ваш секрет? Как уход за младенцем вписывается в активный график артиста?
— Я не работаю в режиме нон-стоп. У меня все по настроению и вдохновению. Кстати, поспать я по утрам очень люблю, но это никак не вредит моему малышу.
— Расскажите о планах. Мир покорите?
— В конце мая я отправлюсь в тур по Европе с делегацией отечественных дизайнеров и музыкантов. У меня предчувствие, что это будет невероятная поездка. Я наконец-то попаду в Австрию. Страна древнейшей культуры и архитектуры в моих мечтах давно. Кстати, в путешествие планирую взять с собой малыша.