БИШКЕК, 18 янв — Sputnik. Во многих странах введение обязательного страхования автогражданской ответственности не проходило гладко. Sputnik Кыргызстан изучил опыт Казахстана и России.
7 февраля в республике вступит в силу закон об ОСАГО. Все автовладельцы должны за 2,5 месяца получить страховой полис. За отказ будут штрафовать.
Учитывая, что страхование автоответственности уже действует во всех странах Евразийского экономического пространства, нелишне будет обратиться к опыту партнеров, увидеть их ошибки и постараться не наступать на те же грабли.
Заграница нам расскажет
Одной из первых ОСАГО ввела Россия, с лета 2003 года наличие полиса стало обязательным.
Фактор обязательности вызвал ряд возмущений, в частности, депутаты Государственной думы и парламентов субъектов РФ подали в суд иск о признании неконституционным закона об автостраховании. Однако Конституционный суд счел недопустимым эксплуатацию автомобилей без ОСАГО.
Но автолюбителей возмущала не столько возможная антиконституционность закона. Для них важнее другие практические соображения.
Например, один из самых популярных запросов в Интернете — что делать, если страховые компании задерживают положенные выплаты?
Другие претензии были связаны со скидками за безаварийную езду (коэффициент "бонус-малус") — размер снижения стоимости полиса был меньше положенного. В частности, в 2014 году в Российский союз автостраховщиков поступило более 14 тысяч жалоб на неправильное применение коэффициента.
Но на этом список жалоб не заканчивается, например, филиал ООО "Росгосстрах" в Ставропольском крае был уличен в нарушении закона о защите конкуренции путем навязывания при заключении договоров ОСАГО. Он включал иные страховые услуги (страхование имущества, от несчастных случаев), в которых клиенты компании не были заинтересованы. Областное управление Федеральной антимонопольной службы оштрафовало нарушителя на 650 тысяч рублей, однако компания оспорила решение в суде.
Скандалы с ОСАГО возникают при пересечении границы. Например, казахстанцы при въезде в Россию вынуждены оплачивать временные полисы по более высокой цене, чем у себя в стране. Однако, когда россияне въезжают в Казахстан, они платили в семь раз меньше, чем казахстанцы при въезде в РФ. Это вызывало недовольство у автолюбителей РК, также раздражение тех и других вызывал низкий уровень страхового сервиса.
О затруднениях с ОСАГО в 2009 году предупреждала Организация Объединенных Наций. В своем докладе ООН замечала, что с проблемами по ОСАГО сталкиваются и в развитых странах.
"К примеру, в Великобритании около 40 процентам пострадавших в ДТП не были выплачены компенсации, а если и заплатили, то не полностью. Если в развитых странах наблюдаются такие проблемы, то в развивающихся, где люди не вполне осведомлены о своих правах, дела могут пойти еще хуже" — отмечается в отчете.
Когда же пострадавшие подавали в суды против страховых компаний, процессы длились годами. Все это в конечном итоге приводило к тому, что свидетели, не желая терять время, отказывались от показаний, а многолетние процессы разоряли истцов.
ООН об ОСАГО
"Автомобильные происшествия приводят к серьезным социальным и экономическим проблемам, и чтобы ОСАГО заработало идеально, нужно разработать всеохватывающие стратегии. Еще ни в одной стране мира не заработала идеальная система — ни в развитой, ни в развивающейся" — говорится в докладе ООН.
Согласно предварительным данным, в Кыргызстане стоимость полиса составит 3 тысячи сомов, выплаты — до 550 тысяч.