00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
14:50
8 мин
14:58
2 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости. Погода на завтра
20:00
6 мин
06:58
2 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
5 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
10 мин
Кеменгер
Россиялык режиссер кыргыздын Король Лирин жаратты. Король Лир спектакли тууралуу маек
19:11
55 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
Между строк
Любимец классиков: почему русские писатели обожают Чехова?
20:06
37 мин
Ачык кеп
Мал базарлар, мал соючу жайлардын абалы кандай?
23:05
40 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Эксперт: снижение цен на ГСМ — популизм, не нужный нашему бюджету

Подписаться
Кубат Рахимов: нужно не бежать за рынком каждый раз, когда изменяется цена на нефть, а нужно плавно администрировать, используя разницу как временный сбор на поддержание дорожной инфраструктуры.

БИШКЕК, 29 дек — Sputnik. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) Кыргызстана по вопросам промышленной политики, содействия экспорту, развития инфраструктуры и логистики Кубат Рахимов считает, что незначительные снижения цен на ГСМ, возникающие как реакция на колебания рынка, – не самое правильное решение для дефицитного бюджета Кыргызстана.

По бензину: есть три типа ценообразования на топливо. Первый — это социально-дотационный, например, Туркменистан, Иран, Венесуэла. Государство гарантирует некое количество бесплатного топлива для каждого пользователя и полностью отвязано от рыночных механизмов, однако вынуждено администрировать нелегальный вывоз ГСМ в сопредельные страны. Акциз как таковой отсутствует.

Второй тип — чисто рыночный. Пример — рынок ГСМ в США. Изменение цен на нефть на мировом рынке с небольшой задержкой практически сразу отражается на стоимости нефтепродуктов. Акциз небольшой, привязан к цене, соответственно трудно планируемый с точки зрения налогового администрирования. Дерегулирование рынка имеет оборотную сторону в случае резких скачков цен на ГСМ.

Третий тип — смешанный. Как правило, государство поддерживает достаточно высокий уровень цен на нефтепродукты через акцизную систему, причем акциз носит характер целевого сбора — на поддержание дорожной инфраструктуры и т.п. Характерен для Европы, России и т.д.

Бензин в Кыргызстане - Sputnik Кыргызстан
В Кыргызстане цены на бензин Аи-95 и Аи-98 снизились на два сома
Что касается Кыргызстана, то рынок ГСМ достаточно монополизирован частными компаниями с одной стороны, а с другой — вполне управляем со стороны государства. Таким образом, смешанная модель администрирования позволяет не бежать за рынком каждый раз, когда изменяется цена на нефть, а плавно администрировать, используя разницу как временный (чрезвычайный) сбор на поддержание дорожной инфраструктуры.

За последние три месяца цена на бензин и дизель снижалась в КР пять раз. Возможно, что это хорошо потребителям, но вряд ли несет пользу государственному бюджету. Популизм в этом случае неоправданный, так как потребители могут лишь номинально сравнивать цены с сопредельными странами. Поэтому считаю, что можно не снижать цены на ГСМ конъюнктурно, а, наоборот, увеличить поступление средств в фонды поддержки инфраструктуры. Да, Казахстан снизил, но эта республика с достаточными ресурсами и собственной нефтью.

Модель в КР иная, бюджет дефицитный, дороги нуждаются в ремонте. Поэтому, считаю, потребители только будут рады своему соучастию в поддержке инфраструктуры.

Лента новостей
0