Дерзкие и бесстрашные — о кыргызских летчиках, приближавших Великую Победу
15:40 04.02.2025 (обновлено: 15:52 04.02.2025)
© Sputnik / П. Бернштейн / Перейти в фотобанкСоветские летчики перед вылетом на боевое задание. Архивное фото

© Sputnik / П. Бернштейн
/ Подписаться
В годы Великой Отечественной войны в Киргизской ССР готовили воздушных асов, кроме того, многие соотечественники были стрелками-радистами и бортмеханиками. В преддверии 80-летия Великой Победы рассказываем неизвестные истории о летчиках из советской Киргизии.
В период ВОВ Кыргызстан стал глубоким тыловым регионом, и ритм жизни в республике резко изменился. Расширились производственные мощности, оперативно вводились в работу эвакуированные предприятия, были мобилизированы внутренние резервы, а швейные фабрики переключились на производство продукции для фронта. Также стали развиваться машиностроение, угольная промышленность, энергетика, цветная металлургия, некоторые отрасли легкой и пищевой промышленности, изготавливался шелк для парашютов.
Однако главным ресурсом, конечно, были люди.
Воздушные асы
Кандидат исторических наук, директор Центра историко-культурного наследия КРСУ Леонид Сумароков рассказал Sputnik, что в годы Великой Отечественной бесстрашно воевали в том числе дети государственных деятелей.
"В январе 1942 года при выполнении боевого задания погиб сын прославленного полководца Михаила Фрунзе — Тимур. Он успел повоевать всего девять дней, но за это время выполнил девять боевых вылетов и сбил два вражеских самолета ", — отметил Сумароков.
Согласно боевой характеристике Тимура Фрунзе, "он был крайне недоволен тем, что в первые дни на фронте получал задание только на патрулирование над аэродромом, и неоднократно обращался к командованию полка с просьбой посылать его наряду с остальными летчиками для боевой работы".
При выполнении очередного задания по прикрытию войск Фрунзе с командиром звена и ведущим пары лейтенантом Иваном Шутовым, патрулируя небо в районе Старой Руссы, обнаружили 30 немецких бомбардировщиков в сопровождении истребителей и приняли решение атаковать.
"В завязавшемся бою с четырьмя истребителями они сбили один "Мессершмитт". Вскоре к бою присоединились еще три "мессера" и подбили самолет Шутова. Прикрывая товарища, Тимур Фрунзе израсходовал весь боекомплект и тоже был сбит", — рассказал историк.
В наградных документах говорится, что, "несмотря на явное количественное и техническое преимущество противника, лейтенант Фрунзе вместе с младшим лейтенантом Шутовым смело и решительно атаковали группу вражеских истребителей".
Когда маршалу Клименту Ворошилову доложили о гибели Тимура Фрунзе, ему стало плохо.
"Дело в том, что после смерти Михаила Фрунзе именно Ворошилов взял Тимура и его сестру в свою семью и воспитывал их вплоть до Великой Отечественной войны. Ворошилов не хотел опускать парня на фронт и всячески пытался удержать его", — сообщил Сумароков.
© Sputnik / Перейти в фотобанкСоветский военачальник Михаил Фрунзе с детьми Тимуром и Татьяной. 1925 год.

Советский военачальник Михаил Фрунзе с детьми Тимуром и Татьяной. 1925 год.
После представления Тимура Фрунзе к ордену Красного Знамени командование дивизии приняло решение представить его к званию Героя Советского Союза.
Историк подчеркнул, что таких примеров было много.
"Сын Иосифа Сталина, Василий, тоже был летчиком и, кстати, очень хорошим. Как и дети Анастаса Микояна и Никиты Хрущева", — уточнил он.
Но героически сражались, конечно, и простые бойцы, в том числе кыргызстанцы.
Историческая справка
В Великой Отечественной войне участвовали около 360 тысяч кыргызстанцев, более 90 тысяч не вернулись с фронта. Орденами и медалями были награждены 150 тысяч человек, 29 из них стали полными кавалерами ордена Славы, 73 получили звание Героя Советского Союза. Знаменитая Панфиловская дивизия, которая осенью 1941 года остановила противника под Москвой, была сформирована в Киргизии и Казахстане.
Летчику Исмаилбеку Таранчиеву присвоили звание героя за подвиг при выполнении боевого задания под Нарвой: он направил объятый пламенем самолет в скопление вражеских танков. Герой Советского Союза Евдокия Пасько совершила 790 боевых вылетов и сбросила на врага более 100 тонн бомб. Летчик Талгат Бегельдинов стал дважды героем.
© Фото / Архив Семьи ТаранчиевыхГерой Советского Союза летчик Таранчиев с напарником Ткачевым

Герой Советского Союза летчик Таранчиев с напарником Ткачевым
© Фото / Архив Семьи Таранчиевых
Кузница виртуозов
Становление авиационной школы на территории Киргизии началось задолго до войны, так как Советский Союз жил предчувствием, что она вот-вот начнется.
По словам Сумарокова, система подготовки летчиков основывалась на аэроклубах Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В столице Киргизской ССР аэроклуб открыли в 1934 году, он получил имя Михаила Фрунзе, и именно с тех пор берет начало история отечественной авиации. А уже в 1941-м на базе аэроклуба была сформирована 24-я военно-авиационная школа. В августе того же года на службу в нее призвали часть летчиков-инструкторов, работавших в аэроклубе. Среди них были как военные, так и гражданские пилоты.
© Фото / ЦГА КФФД КРУчлеты на Фрунзенском аэродроме. 1941

Учлеты на Фрунзенском аэродроме. 1941
© Фото / ЦГА КФФД КР
Изначально для тренировок использовался аэродром близ села Попеновка, где первых летчиков обучали на У-2. После начала войны школе выделили еще одну тренировочную базу — часть полей совхоза "Фрунзе".
В ноябре 1941-го в Киргизию прибыл замкомандующего ВВС Среднеазиатского военного округа Николай Каманин, который сообщил, что на базе 24-й военно-авиационной школы будут созданы три полка ночных бомбардировщиков.
"Сформировать их удалось уже к декабрю: 660-й легкий ночной авиационный полк, 664-й и 665-й. У каждого была своя судьба: 665-й полк воевал в Сталинграде, 664-й — на Калининском фронте, а 660-й — на Волховском. Летчики 660-го ночного авиаполка совершили много подвигов", — рассказал Сумароков.
В ноябре 1941 года во Фрунзе перебазировалась Одесская школа пилотов.
"Важно понимать: 24-я Одесская школа пилотов и 24-я военно-авиационная школа имени Фрунзе — две разные структуры, и у каждой из них свой героический путь. Но фрунзенский аэроклуб "обскакал" одесскую школу по числу Героев Советского Союза: подготовку в нем прошли семь будущих героев и один дважды герой", — отметил историк.
"Жизни не жалея, прикрывали небо"
Сумароков рассказал о событии, заслуживающем особого внимания.
"Вывод бойцов Красной армии из окружения в районе Малой Вишеры в июне 1942 года был очень сложным: ширина коридора, через который выходили солдаты, то увеличивалась, то уменьшалась, иногда составляя не более 100 метров. Наши войска пытались расширить коридор, и помогала в этом авиация", — объяснил историк.
Полный вывод армии из окружения в последний день обеспечил полк, сформированный в Киргизии.
"Пилоты летали на маленьких самолетах У-2, они могли передвигаться ночью на малой высоте, выключив при этом все фонари. А перед подлетом к позициям выключались и двигатели — самолеты порхали, как стаи ночных птиц, и враг не подозревал об опасности. Наши бомбардировщики наносили удары по немецким позициям, помогая бойцам выйти из окружения", — сообщил Сумароков.
26 июня, когда через коридор должна была пройти последняя группа советских солдат, воздушную безопасность обеспечивал экипаж под управлением летчиков из 24-й военно-авиационной школы Геннадия Силаева и Григория Лазарева. Задание они выполнили, но не вернулись с него и до 2008 года считались пропавшими без вести. Спустя 66 лет поисковый отряд "Красная Звезда" из города Малая Вишера обнаружил человеческие останки и оплавленный орден Красного Знамени. По номеру награды удалось установить, что она принадлежала Геннадию Силаеву. Бойца захоронили под Ленинградом. К сожалению, останки Григория Лазарева найти не удалось.
200 метров до земли
Еще об одном кыргызстанце — Бейшенбае Маразыкове, — героически сражавшемся с фашистами в небе, рассказала его дочь Бермет.
Маразыков родился в 1921 году в селе Тасма Иссык-Кульской области. В 1939-м окончил Пржевальское педучилище, работал завучем школы на юге Киргизии — в Куршабском районе, а через год его призвали в ряды Красной армии в состав 136-го артиллерийского полка. Парня направили в штурманскую авиашколу, но за несколько дней до войны перевели в училище авиамехаников города Вольска Саратовской области, и уже в феврале 1941-го он принял присягу.
© Фото / личный архив Бермет МаразыковойБейшенбай Маразыков на отдыхе после боевого вылета

Бейшенбай Маразыков на отдыхе после боевого вылета
© Фото / личный архив Бермет Маразыковой
"Утром 22 июня страна узнала о начале войны. Время было тяжелое, но особенно тяжелым стало известие о блокаде Ленинграда, которая началась в сентябре", — вспоминает слова отца Бермет Маразыкова.
Бейшенбай воевал на Ленинградском фронте в составе 13-го отделения авиационного разведывательного полка. Был наземным механиком, а затем бортмехаником на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Его авиаполк защищал небо города на Неве.
"Однажды, когда отец возвращался с задания в глубоком тылу врага, в районе Чудского озера на его самолет напали два "мессера". Только благодаря маневру командира Алексея Каменева фашистские истребители отстали, и наши бойцы остались в живых, направив самолет в крутое пике. Когда до земли осталось всего 200 метров, самолет резко набрал высоту... К сожалению, до победы Каменев не дожил", — рассказала собеседница.
Бейшенбай Маразыков встретил победу на родном аэродроме Левашово после возвращения из Финляндии. Он дошел со своим авиаполком до Кенигсберга и демобилизовался только в начале 1946 года в звании капитана.
"Когда по телевизору показывали фильм "Небесный тихоход", папа вспоминал, что в картине снимали его авиаполк и в один из кадров попал его самолет, а после съемок весь полк распевал "Ну а девушки? А девушки потом…", — поведала Маразыкова.
Бейшенбай Маразыков был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией" и "За боевые заслуги".