00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
5 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:00
4 мин
Жаңылыктар
19:00
5 мин
Ежедневные новости
20:00
4 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Есть ли у Японии перспективы в ЦА — о диалоге с приставкой "плюс"

© AFP / KAZUHIRO NOGIГосударственный флаг Японии. Архивное фото
Государственный флаг Японии. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 11.06.2024
Подписаться
Как служение интересам Вашингтона и поддержка Украины аукнутся Японии? Колумнист Sputnik размышляет о судьбе политики Японии в регионе Центральной Азии и в целом на евразийском пространстве.

Формат с приставкой "плюс"

В этом году в Астане состоится первый саммит диалога "Центральная Азия плюс Япония" на высшем уровне. Он символизирует двадцатилетие существования многосторонней площадки, в рамках которой Токио попытался воплотить в жизнь свое видение региона как общего пространства сотрудничества и взаимодействия. Япония усматривала в этой платформе потенциал для создания аналога Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — одного из наиболее динамичных интеграционных объединений в мире. Но в 2004 году страны ЦА были еще далеки от региональной кооперации, признавая наличие как внутренних, так и внешних препятствий для этого. Япония же эти препятствия по объективным причинам устранить не только не могла, но и не планировала. Формат "ЦА плюс", родоначальником которого она выступила, дал начало целому ряду аналогичных инициатив, побуждая другие страны искать способы вовлечения ЦА в региональные формы сотрудничества с их участием. К тому времени страны, не имеющие географического выхода к региону, такие как Южная Корея, США, Индия, государства Евросоюза, получили возможность создавать в регионе свои платформы сотрудничества, а заодно и присутствия.

Обслуживая чужие интересы

При анализе внешней политики Японии многие эксперты сознательно или по незнанию опускают одну важную деталь.
Самый главный приоритет внешней политики Японии начиная с 1960 года — отношения с Вашингтоном. Плотная связка Токио с США — это стратегический выбор промышленных и политических кругов Японии, который они сделали давно и менять никогда не будут. В связи с этим пишем Япония — США в уме. В противном случае трудно объяснить многомиллионные траты Японии на реконструкцию и модернизацию сетей дорог, аэропортов в Узбекистане и Кыргызстане ("Манас"), узлов транспортного снабжения в регионе, которые были использованы для обеспечения американского военного присутствия во время операции в Афганистане с 2001 года. Даже диалог "Япония плюс ЦА" имел практическое значение для Запада — было важно выяснить, как Россия и Китай будут реагировать на создание новых форм регионального сотрудничества со странами, не имеющими границ с Центральной Азией. К тому же этот опыт Японии пригодился Вашингтону, когда после закрытия военной базы в "Манасе" американцы сами объявили о создании площадки "С5 плюс 1" в 2015 году.

Больше, чем деньги

Ранее обеспечение глобальных интересов США ничего, кроме денег, Японии не стоило. Токио проводил финансовую поддержку операций США в Ираке и длительного присутствия американцев в Афганистане, не говоря уже о расходах по содержанию военных баз США на территории острова Окинава, которые являются постоянными. Еще одна интересная цифра — в 2024 году помощь Японии украинскому режиму составит порядка 12 миллиардов долларов. Более того, по данным японской прессы, на саммите "Большой семерки", который пройдет с 13 по 15 июня в Италии, планируется подписать с Украиной соглашение в области безопасности на 10 лет. По этому соглашению Токио будет оказывать поддержку Киеву в военной сфере, а также предоставлять нелетательное оружие и оборудование. Другие подробности не столь важны, сколь важны последствия этого шага, и Евразия — пространство, где эти последствия могут быть наиболее ощутимы для Японии.
Впервые за долгие годы стратегического сотрудничества с США Япония пожертвовала нечто большим, чем деньгами. Поддержка Украины и санкций против России стоила Японии перспектив заключения мирного договора с Россией и решения вопроса о принадлежности Курильских островов. Как известно, Россия вышла из переговорного процесса и более обсуждать территориальные вопросы с недружественной Японией не намерена.
Японский депутат Мунео Судзуки. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 11.06.2024
Спецоперация России по защите Донбасса
Может привести к третьей мировой — японский политик о последствиях ударов по РФ

Политика враждебности здравому смыслу

Реализация различных программ Японии в ЦА всегда рассматривалась как дополнительные возможности для стран региона диверсифицировать торгово-экономические связи — выстроить транспортные и коммуникационные маршруты для преодоления географической удаленности от мировых рынков. Хотя Япония эти планы подтверждала, в реальности воплотить их в жизнь так и не смогла, так как все современные транспортные коммуникации в Центральной Азии связаны либо с Россией, либо с Китаем. Таким образом, в стратегическом плане сама Япония всегда понимала, что участие Токио в транспортных, торгово-экономических и иных региональных проектах в ЦА в обязательном порядке должны предполагать хорошие отношения с Россией и Китаем.
Сейчас Япония занимает непродуктивную и даже откровенно враждебную политику по отношению к России, а также регулярно обостряет обстановку вокруг китайского острова Тайвань, способствуя при этом росту напряженности и гонке вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Не следует забывать и о ее планах (под давлением США) по пересмотру "пацифистской" конституции, которая законодательно запрещает Японии иметь полноценные вооруженные силы. А это уже серьезные угрозы безопасности и России, и Китаю в АТР. В этих условиях перспективы евразийских инициатив Японии выглядят по крайней мере сомнительными. Не приходится сомневаться, что Россия и КНР более не будут безучастно наблюдать за поползновениями Японии в Центральной Азии — регионе, имеющем ключевое значение для безопасности двух стран.
В действительности также не очень ясно, что может предложить Япония региону с учетом ее противоречивой политики в отношении России и Китая — стратегических партнеров государств Центральной Азии. Захотят ли сами страны региона принимать всерьез роль Японии здесь, которая уже не может казаться столь беспристрастной. Скорее всего, Япония сейчас будет восприниматься так же, как и остальные члены коллективного Запада в их стремлении ввести ограничения на сотрудничество с Россией и пытаться ее изолировать. Принимая во внимание очевидность этой части повестки саммита, можно не сомневаться, что Япония проявит изобретательность по части дипломатических формулировок.

Конец "евразийской политики" Японии

Сейчас Япония обладает большим опытом дипломатического взаимодействия со странами ЦА как в рамках диалога "ЦА плюс Япония", так и на уровне двусторонних отношений. Однако сам диалог не принес существенных результатов ни самой Японии, ни странам региона. За это время Токио потратил время и средства на направление, которое даже не входит (и не будет входить) в число приоритетов внешней политики. В экономическом плане ограниченное присутствие крупных компаний в энергетическом и ресурсодобывающем секторах Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а также низкий товарооборот со странами ЦА трудно назвать впечатляющим результатом многолетних усилий Японии в регионе.
Саммит на высшем уровне "ЦА плюс Япония" кардинально ничего не изменит — Страна восходящего солнца не станет ни географически, ни политически ближе к региону. При этом сам Токио не имеет ни желания, ни потенциала конкурировать с Россией и Китаем за влияние на экономические и политические процессы в Центральной Азии. Япония здесь потому, что так хотят США, которым важно создавать видимость международных усилий по изоляции России.
Когда-то премьер-министр Японии Рютаро Хасимото мечтал о хороших отношениях с Россией, Китаем, Центральной Азией и Южным Кавказом в рамках своей "евразийской политики". Если бы не США, это была бы замечательная идея для общего пространства. А еще раньше японцы лелеяли надежду, что хотя бы два острова Курильской гряды (Хабомаи и Шикотан) будут переданы им по результатам мирных переговоров с Россией. Теперь благодаря Вашингтону российские Курилы они будут видеть только в бинокль.
В обозримом будущем Евразия станет одним из наиболее интегрированных и динамично развивающихся регионов мира. Евразия становится местом, где уже вырабатываются нормы и правила, которые могут стать основой нового мирового порядка. Очевидно, что на общем евразийском пространстве теперь вряд ли найдется место для сомнительных форматов с приставкой "плюс".
Похороны президента Ирана Эбрагима Раиси в Тегеране - Sputnik Кыргызстан, 1920, 27.05.2024
Какой будет политика Ирана после гибели президента — о наследии Эбрахима Раиси
Лента новостей
0