"Мы помним прошлое по-разному" — эксперты о борьбе за историческую память
Подписаться
Почему сегодня память человека изучается не только с точки зрения физиологии , но и социально-философских наук? Как память людей сегодня атакуют фейки и через какие инструменты воздействуют на формирование памяти молодежи? Об этом рассказали специалисты.
Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан гости рассказали о главных темах восьмой международной научно-практической конференции "Россия и мир: диалоги-2024. Силы притяжения". Одна из сессий прошла в Бишкеке.
По словам Дениса Артамонова, доцента кафедры теоретической и социальной философии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, в центре внимания была политика памяти.
"Есть самые разные формы коллективной памяти, потому что мы помним прошлое по-разному. Есть какие-то моменты памяти в прошлом, которые нас всех объединяют, а есть представления о прошлом, которые пытаются нас разъединить. Поэтому важно понимать? как же формируются воспоминания о прошлом",— подчеркнул он.
По словам Лидии Сидоровой, заместителя завкафедрой стратегических коммуникаций государственного управления Дипломатической академии МИД России, в вопросе исторической памяти очень важно понимать ответственность каждого из нас. Люди формируют свои воспоминания, потому что это потребность человека, это позволяет ориентироваться в текущей ситуации и принимать решения.
© Sputnik / Асылбек БактыбековЗаместитель завкафедры стратегических коммуникаций государственного управления Дипломатической академии МИД России Лидия Сидорова
Заместитель завкафедры стратегических коммуникаций государственного управления Дипломатической академии МИД России Лидия Сидорова
© Sputnik / Асылбек Бактыбеков
"Но чем более "бледны" воспоминания, чем они эмоционально менее заряжены, тем легче переключать воспоминания даже "с плюса на минус". То есть такие качели в человеческом сознании возможны. Они как раз сопровождают эпохи серьезных исторических перемен. Это очень тяжело, и происходит такое, например, когда рушится строй. У нас были одни идеалы, а потом нам отовсюду начинают рассказывать, что мы были якобы не правы, ошибались. И вот случается перестройка внутри человеческого сознания, перепрошивка мировоззрения. И здесь важно, насколько крепка была вера в те первоначальные воспоминания, насколько человек устойчив к такого рода переменам, чтобы его "не подкосило",— рассказала она.
Денис Артамонов также рассказал, что влияет на восприятие прошлого нашей сегодняшней молодежью. Это происходит в цифровой среде и инструментов воздействия на коллективные представления о прошлом много.
"Вы не представляете, насколько огромно количество исторических интернет–мемов. Они формируют представление о прошлом у новых поколений, но и естественным образом искажают его. Мем должен давать эмоции, а о достоверности речь идет далеко не в первую очередь. То есть многие из них фейковые. Раньше, чтобы сфальсифицировать историю, надо было создать исторический источник — памятник, дощечки, таблички какие-то поддельные, бумагу состарить. А теперь вы у себя на сайте выкладываете информацию, подкрепляете какими-нибудь картинками и вот, пожалуйста, у вас новый исторический источник. А дальше подхватили СМИ. Компьютерные игры в плане переиначивания истории — особенно интересная вещь. Например, есть игры о Второй мировой войне, которые запрограммированы так, что если ты играешь за Советский союз, ты не можешь выиграть. Формируется у вас таким образом какое-то представление о прошлом? Конечно. И потом мы удивляемся, что европейские и американские школьники считают, что это США победили во Второй мировой войне",— объяснил Артамонов.
Сидорова добавила, что здесь также работает принцип "правды-полуправды".
"Нельзя же сказать, что Америка проиграла во Второй мировой войне. Нельзя. Значит, выиграла. А все остальное — союзники, восточный фронт и прочее, уже неважно. Память устроена таким образом, вот этим механизмом заинтересованные стороны и пользуются. Взять тот же пример с полетом первого человека в космос. Как космонавт на английском? Астронавт. Западная пресса пишет, что 12 апреля в 1961 первый астронавт полетел в космос. Это правда. Но имени в заголовке нет. А американские школьники как воспринимают эту информацию? Астронавты же — это американцы, и они активно летают в космос. Поэтому для них само собой разумеется, что это американец первым полетел. Недоговаривание, интерпретация играют роль. Неважно что случилось, важно как об этом рассказали",— подчеркнула она.