https://ru.sputnik.kg/20240226/krsu-fonmin-nilov-intervyu-1082969848.html
Можем стать лучшим вузом в Центральной Азии — интервью с и.о. ректора КРСУ
Можем стать лучшим вузом в Центральной Азии — интервью с и.о. ректора КРСУ
Sputnik Кыргызстан
Госдума РФ ратифицировала проект федерального закона о межправительственном соглашении об условиях деятельности КРСУ. Исполняющий обязанности ректора в... 26.02.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-02-26T16:44+0600
2024-02-26T16:44+0600
2024-02-26T16:44+0600
крсу
интервью
ректор
денис фомин-нилов
соглашение
россия
кыргызстан
https://sputnik.kg/img/07e8/02/1a/1082970568_0:161:3067:1886_1920x0_80_0_0_1d211fccd132f7552d4c2da6deb8e155.jpg
Почему новое соглашение о работе университета было необходимо, какие полномочия теперь у нового ректора, что изменится для преподавателей — на эти и другие вопросы ответил исполняющий обязанности ректора КРСУ Денис Фомин-Нилов.— Что изменится в Кыргызско-Российском Славянском университете после полной ратификации соглашений, которая нас ждет?— Поменяется очень многое. Для КРСУ открывается абсолютно новая глава его истории. Университет работал по межправительственному соглашению 1993 года, которое было ратифицировано по всем правилам того времени, а оно было очень сложным. За эти годы многое изменилось в системе образования и Кыргызстана, и Российской Федерации. Я говорю о векторах, связанных с национальной идентичностью и государственным строительством. Например, в Кыргызстане появилась такая обязательная дисциплина, как "манасоведение", ее, конечно, ни в одном российском вузе вы не найдете. Кыргызский язык теперь преподается в нормальном объеме, история Кыргызстана и так далее. В России точно так же шло движение в этом направлении. Появились такие обязательные дисциплины, как "история России" в достаточно большом объеме, "основы российской государственности", "культура русского языка и речи" и ряд других. Учебные планы стали сильно отличаться, а КРСУ приходилось это все объединять.Ко всему прочему университет работал именно как государственное бюджетное учреждение со всеми ограничениями, которые имеют бюджетники. Стало понятно, что в этой ситуации динамика развития высшего образования и науки в наших странах отличается. И в этом плане была уже попытка в 2008 году изменить правила работы университета: дать ему другую конституцию, прописать обязательства кыргызского и российского правительства в разных плоскостях работы КРСУ. Соглашение тогда было подписано, но ратифицировать его не смогли ни в Государственной думе, ни в Жогорку Кенеше, соответственно оно осталось просто подписанным профильными министрами.12 октября прошлого года была подписана уже переработанная, улучшенная версия, затрагивающая, по сути, все сферы жизни университета: академическую работу, учебную деятельность, образовательную часть, развитие инфраструктуры, имущественного комплекса — буквально все в этом соглашении расписали. Недавно его ратифицировала Госдума РФ, ранее это сделали президент Кыргызстана и Жогорку Кенеш, причем очень оперативно, за что я очень благодарен. После того как и Владимир Путин подпишет решение, которое было принято в Госдуме, у нас действительно начнется новый этап. Мы поменяем модель управления университетом, сможем модернизировать и усовершенствовать образовательные программы, улучшить и осовременить инфраструктуру, совсем по-другому будем выстраивать отношения и с профессорско-преподавательским составом, и с научно-педагогическими работниками. И, конечно же, мы понимаем, что любой университет — это два крыла: студенчество и работники университета, профессура. И здесь у нас откроются новые возможности, чтобы динамично развивалась и студенческая жизнь. Чтобы в то же время профессура могла раскрываться в профессиональном плане, повышать качество образования, свой уровень. Надеюсь, что благодаря этой новой странице в жизни КРСУ мы сможем стать лучшим университетом как минимум в Центральной Азии.— Почему, на ваш взгляд, новое соглашение о работе КРСУ было жизненно необходимо?— Потому что благодаря ему в правовом поле решаются спорные моменты, которые вызывали острые дебаты между российским и кыргызским правительствами. Раньше, например, российская сторона финансировала только часть заработной платы. Было прямо прописано, что Россия на уровне межправительственного соглашения не занимается ремонтом, капитальным строительством и возведением современного кампуса. Это сужало и резко сокращало возможности университета. При этом фактически с 1993 года он находился в подвешенном состоянии в плане формы собственности. И в Кыргызстане, и в России до конца не могли понять, чей же это университет, а у семи нянек дитя без глаза, как говорится. Это очень важно, чтобы учредители все-таки воспринимали университет как любимого ребенка, за которым надо смотреть, ухаживать, которого надо воспитывать, помогать ему.Сейчас вопрос решен. КРСУ — это и кыргызстанский, и российский университет, и оба учредителя в равной степени несут ответственность за его развитие. Наши государства здесь как родители, которые помогают своему ребенку, но в то же время спрашивают с него. Да, КРСУ уже 30 лет — это уже не малыш, все-таки, и 30 с лишним тысяч выпускников вышли из его стен, однако сейчас многое можно начать с чистого листа. А вот как он будет заполнен, зависит в первую очередь от качества управления. Я понимаю всю полноту ответственности, которая возложена на меня и сформированную мной команду. Многое зависит и от студенчества, и от профессорско-преподавательского состава. Только в объединении наших усилий, за счет такой синергии можно добиться и качества, и вхождения университета во все мировые рейтинги, а для нас это важный показатель. Крайне важная задача стоит по цифровой трансформации университета, потому что мы видим, как в современном мире те организации, которые пропустили этот цифровой разворот, теряют уровень и конкурентоспособность. Мы видим огромный потенциал, при этом хорошо знаем об опыте лучших российских, европейских, американских, китайских вузов. В этом плане, надеюсь, мы будем учиться на чужих ошибках, чтобы лишний раз не наступать на грабли.— Какими полномочиями наделяется ректор КРСУ по новому соглашению?— Конечно, ректор — это капитан корабля, важная фигура, которая многое определяет и, по большому счету, несет всю ответственность. Как показывает опыт, обычно за успехи, достижения и победы особо не хвалят, воспринимают это как вполне естественные вещи, а за какие-то огрехи, ошибки и упущения спрашивать стараются по полной программе. В этом плане в России ректорский корпус чувствует себя вполне мобилизованным. В Кыргызстане, кстати, тоже об этом стали говорить все чаще: что необходима ротация ректоров, что нельзя засиживаться на одном месте, что человек эмоционально и психологически устает и выгорает, когда долго находится на одной позиции, в одной организации.В этом отношении, честно говоря, насчет возрастного пункта я бы поспорил. Есть примеры людей, которым и 70, и 80 лет, но у них блеск в глазах, куча идей, креатива, и они фору дадут многим 20- и 30-летним. Однако это норма, которая сейчас принята в России. В целом ректор у нас может работать до 65 лет с продлением до 70, чтобы давать дорогу молодым. При этом, конечно, в университетах это крайне важная история, потому что нельзя допускать слишком сильного поколенческого разрыва между молодежью, которая приходит за знаниями, умениями, компетенциями, и теми людьми, которые преподают в вузе и управляют им. Даже мне в 44 года бывает тяжеловато понять, на каком языке говорят мои дочери. Я стараюсь быть с ними на одной волне, но точно могу сказать, что лет через 20 с внуками так уже не получится. Здесь важен диалог — это исключительно понятная история.Также установлен лимит нахождения ректора на посту — два пятилетних срока. Наверное, это нормальный горизонт планирования, потому что если человек показывает за два срока хороший результат, то в принципе можно его наградить и отпустить, сделать профессором почетным или направить работать в какую-нибудь другую структуру. А если человек не справился с задачами развития и роста университета, то надо иметь возможность срочно изменить ситуацию. Ведь как только прекращается рост, начинаются сначала консервация, а потом стагнация и другие процессы гниения, потому что консервировать продукт долго невозможно. Думаю, что это хорошая, правильная норма, но принципиально важно, что все-таки главным органом управления является даже не ректор, а ученый совет. У нас будет управляющий совет, по аналогии с советом директоров в акционерных обществах. Этот орган будет формироваться приказами Минобрнауки Кыргызстана и Минобрнауки России по принципу "6 + 6": шесть граждан Кыргызстана, шесть граждан Российской Федерации. И это будут люди именно из власти, из госуправления. В Жогорку Кенеше как раз просили, чтобы обязательно там был их представитель. Насколько я знаю настроения, в Госдуме тоже считают, что в совете должен быть представитель законодательной власти РФ. Мы понимаем, что представители должны быть от Минобрнауки, возможно, от Минфина или Минэкономики, тут уже надо смотреть по ситуации. Может быть, от Российской академии наук будет какой-нибудь представитель. К маю мы поймем, как и из кого сформируется управляющий совет. Во многом от уровня этих людей, даже по должностям, будет зависеть и степень поддержки университета как в Кыргызской Республике, так и в Российской Федерации. Управляющий совет будет собираться раз в полгода, чтобы заслушивать отчеты руководства не только университета, но и факультетов; будет рассматривать планы развития, приоритетные проекты, одобрять их или не одобрять. Управляющий совет как раз будет принимать решения о снятии с должности ректора, о назначении ректора. Будет принимать решения по структуре университета, приоритетным направлениям, образовательным программам. Это стратегический орган управления.Принципиально, что КРСУ приобретает у нас уникальный статус, которым не обладает ни один университет в мире. Из обычного бюджетного учреждения мы становимся межгосударственной образовательной организацией высшего образования, сокращенно — МООВО. Федеральная налоговая служба в России не знает такой организационно-правовой формы, Налоговая служба в Кыргызстане тоже. Минфины обеих стран уже знают, что такая форма будет, но еще не знают, что с этим делать. Потребуются поправки в законы об образовании, расшифровывающие, что это за зверь такой — МООВО. Это важный правовой момент, потому что, опираясь на межправительственное соглашение как на конституцию, закладываются смыслы, полномочия и обязанности новой структуры. Мы надеемся, что в результате создадим такую модель, которая будет отвечать самым высоким мировым стандартам, предъявляемым к вузам и университетскому сообществу.— Даст ли новое соглашение возможность получать новые академические степени внутри КРСУ?— Действительно, вопросы получения ученых степеней кандидатов, докторов наук очень сильно зарегулированы как в Кыргызстане, так и в России. Бюрократические структуры создают много формальных ограничений. Утвердить диссертационный совет — крайне сложная процедура, в которой много формальных требований. Причем многие из них морально устарели, родом они даже не из ХХ века, а из XIX века.Благодаря специфическому положению, при котором КРСУ попадает в правовое поле, мы надеемся, что будут использованы лучшие практики. В России, например, есть такая организационная форма, как национальные исследовательские университеты. У них есть право создавать свои диссертационные советы, и другие организации признают ученую степень кандидата или доктора наук, например, Санкт-Петербургского или Московского госуниверситета. Надеемся, что КРСУ встанет в этот ряд и получит такие же права. Однако это и большая ответственность. Нужно будет внимательно относиться и к соискателям, и к качеству их исследований. Именно репутация университета дороже всего, ведь благодаря ей вузы привлекают абитуриентов и первоклассных профессоров. В формате согласования с ученым и управляющим советами мы определим, как эти диссертационные советы будут выглядеть, и, возможно, уже через год сможем присваивать ученую степень доктора или кандидата наук КРСУ. Нас ждет большая бюрократическая и кропотливая юридическая работа. Надеюсь, что мы пройдем этот путь как можно быстрее и в КРСУ будут ездить из Душанбе, Алматы, Астаны, чтобы защищать кандидатские, докторские и PhD-проекты.— Какие еще проблемы и вызовы стоят перед КРСУ?— Могу сказать, что у вуза все хорошо с уровнем квалификации и остепененности профессорско-преподавательского состава. Здесь КРСУ действительно вполне может стоять наравне с национальными исследовательскими университетами России: МГУ, Санкт-Петербургским госуниверситетом, Высшей школой экономики, МФТИ и другими вузами.Другое дело, что инфраструктурно, как вы понимаете, мы очень недотягиваем. По сути, у нас нет своего кампуса, хотя его образ определен. У нас уже есть внятное техзадание: на уровне глав правительств наших стран неоднократно за эти несколько месяцев велись переговоры, кто будет строить кампус и как он будет выглядеть. В целом со стороны российского правительства однозначно сказано, что Россия примет участие и построит для КРСУ настоящий храм науки и высшего образования. Пока в активной стадии проработка этого проекта на уровне правительства Российской Федерации, Министерства финансов и Министерства строительства. Правда, земли у нас для такого кампуса маловато — всего 3,5 гектара, и все, что нужно для университетского кампуса мирового уровня, пока не помещается. Но кабмин Кыргызстана и мэрия Бишкека обещают помочь и увеличить наш участок в "Тунгуче".— Что изменится для преподавателей благодаря новому соглашению о КРСУ?— В первую очередь мы отказываемся от советской модели условных окладов, рассчитываемых по сложнейшей почасовой методике, и вводим элементы эффективного контракта. В частности, сейчас проводим конкурс исследовательских мини-грантов. Сначала мы предполагали, что 100 сотрудников, преподавателей, научных работников университета получат в 2024 году эти исследовательские мини-гранты. Их объем — это прибавка в зарплате больше 30 тысяч сомов в месяц. Это открытый конкурс, он был объявлен для всех преподавателей, сотрудников, чтобы они заявили, какой исследовательской тематикой хотят заниматься в этом году и каких результатов собираются достичь. Для нас крайне важен результат — это публикации статей, которые бы индексировались в международных наукометрических базах данных, таких как Scopus. Сейчас у нас уже больше 200 заявок, а значит, каждый четвертый преподаватель вуза подал заявку на участие. В итоге благодаря поддержке Минобрнауки России и правительства Российской Федерации мы увеличили количество мини-грантов до 150, и с марта серьезную прибавку получат сотрудники университета, готовые заниматься наукой и ежеквартально показывать результаты в виде научных публикаций.Точно так необходимо менять и систему оплаты труда, потому что бывает, когда преподаватель вообще в аудитории не появляется и полгода практически в университете ничего не делает. А бывает, когда работает очень интенсивно. И, конечно, те, кто работает много и интенсивно, должны получать больше, чем те, кто особо не напрягается.Мы предусмотрели и меры грантовой поддержки студентов. В частности, сейчас проходит конкурс, в ходе которого выдадим 500 грантов России 500 студентам на компенсацию расходов на их проживание. Также у нас предусмотрены повышенные стипендии, но, правда, для 1 процента студентов. Причем не важно, учится он на бюджетном месте Российской Федерации, на грантовом месте Кыргызстана или на платной основе. Стипендии мы выплачиваем за отличную учебу, научные достижения, выступления на научных конференциях, публикации научных статей, достижения в области спорта, культуры или в общественной деятельности. Мы будем выплачивать повышенную стипендию от 10 до 15 тысяч сомов в зависимости от уровня достижений, однако ее получат лишь 70 студентов из 7 тысяч. Это хорошая мотивация для лучших. Дополнительная стипендия стала возможной благодаря тому, что Минобрнауки России выделило достаточно большие средства на программу развития в прошлом году и подтверждает этот же объем финансирования в 2024-м. По сути, ни у одного другого университета в Кыргызстане таких опций и возможностей нет, а у нас они в наличии.— Что вы можете сказать о формировании образа студента КРСУ, преподавательского состава и вообще о целях и философии университета?— Хороший вопрос. Я интересовался им за эти полгода у разных людей. Часто мои собеседники со строгим выражением лица говорили, что КРСУ — это бастион российского образования и науки в Бишкеке. Мне не очень нравится это сравнение, потому что бастион — это какая-то осажденная крепость с пушками, копьями наружу, рвами и колючей проволокой. Конечно же, межправительственным соглашением определено, что университет действительно должен всячески способствовать развитию русского языка и его поддержке, развитию культурных, научных и бизнес-связей с Россией. Однако в нем есть внятные позиции относительно кыргызского языка и культуры. На мой взгляд, КРСУ благодаря своей двойственной подчиненности должен стать витриной лучших российских и кыргызских научно-образовательных практик. И при этом именно в многообразии культур его преимущество.Поэтому считаю, что наш университет — все-таки не крепость в осажденном мире, не бастион, а интеллектуальная корпорация, которая открыта к интеграционным процессам, к объединению всего разнообразия и богатства как кыргызской, так и русской культуры.
https://ru.sputnik.kg/20240219/kyrgyzstan-krsu-memorandum-sotrudnichestvo-1082811482.html
https://ru.sputnik.kg/20240220/krsu-gosduma-sovet-ratifikaciya-1082847669.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e8/02/1a/1082970568_169:0:2898:2047_1920x0_80_0_0_9baf669d36b1f58c54f73a9ff72dd0d6.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
крсу, интервью, ректор, денис фомин-нилов, соглашение, россия, кыргызстан
крсу, интервью, ректор, денис фомин-нилов, соглашение, россия, кыргызстан
Почему новое соглашение о работе университета было необходимо, какие полномочия теперь у нового ректора, что изменится для преподавателей — на эти и другие вопросы ответил исполняющий обязанности ректора КРСУ Денис Фомин-Нилов.
— Что изменится в Кыргызско-Российском Славянском университете после полной ратификации соглашений, которая нас ждет?
— Поменяется очень многое. Для КРСУ открывается абсолютно новая глава его истории. Университет работал по межправительственному соглашению 1993 года, которое было ратифицировано по всем правилам того времени, а оно было очень сложным. За эти годы многое изменилось в системе образования и Кыргызстана, и Российской Федерации. Я говорю о векторах, связанных с национальной идентичностью и государственным строительством. Например, в Кыргызстане появилась такая обязательная дисциплина, как "манасоведение", ее, конечно, ни в одном российском вузе вы не найдете. Кыргызский язык теперь преподается в нормальном объеме, история Кыргызстана и так далее. В России точно так же шло движение в этом направлении. Появились такие обязательные дисциплины, как "история России" в достаточно большом объеме, "основы российской государственности", "культура русского языка и речи" и ряд других. Учебные планы стали сильно отличаться, а КРСУ приходилось это все объединять.
Ко всему прочему университет работал именно как государственное бюджетное учреждение со всеми ограничениями, которые имеют бюджетники. Стало понятно, что в этой ситуации динамика развития высшего образования и науки в наших странах отличается. И в этом плане была уже попытка в 2008 году изменить правила работы университета: дать ему другую конституцию, прописать обязательства кыргызского и российского правительства в разных плоскостях работы КРСУ. Соглашение тогда было подписано, но ратифицировать его не смогли ни в Государственной думе, ни в Жогорку Кенеше, соответственно оно осталось просто подписанным профильными министрами.
12 октября прошлого года была подписана уже переработанная, улучшенная версия, затрагивающая, по сути, все сферы жизни университета: академическую работу, учебную деятельность, образовательную часть, развитие инфраструктуры, имущественного комплекса — буквально все в этом соглашении расписали. Недавно его ратифицировала Госдума РФ, ранее это сделали президент Кыргызстана и Жогорку Кенеш, причем очень оперативно, за что я очень благодарен. После того как и Владимир Путин подпишет решение, которое было принято в Госдуме, у нас действительно начнется новый этап. Мы поменяем модель управления университетом, сможем модернизировать и усовершенствовать образовательные программы, улучшить и осовременить инфраструктуру, совсем по-другому будем выстраивать отношения и с профессорско-преподавательским составом, и с научно-педагогическими работниками. И, конечно же, мы понимаем, что любой университет — это два крыла: студенчество и работники университета, профессура. И здесь у нас откроются новые возможности, чтобы динамично развивалась и студенческая жизнь. Чтобы в то же время профессура могла раскрываться в профессиональном плане, повышать качество образования, свой уровень. Надеюсь, что благодаря этой новой странице в жизни КРСУ мы сможем стать лучшим университетом как минимум в Центральной Азии.
— Почему, на ваш взгляд, новое соглашение о работе КРСУ было жизненно необходимо?
— Потому что благодаря ему в правовом поле решаются спорные моменты, которые вызывали острые дебаты между российским и кыргызским правительствами. Раньше, например, российская сторона финансировала только часть заработной платы. Было прямо прописано, что Россия на уровне межправительственного соглашения не занимается ремонтом, капитальным строительством и возведением современного кампуса. Это сужало и резко сокращало возможности университета. При этом фактически с 1993 года он находился в подвешенном состоянии в плане формы собственности. И в Кыргызстане, и в России до конца не могли понять, чей же это университет, а у семи нянек дитя без глаза, как говорится. Это очень важно, чтобы учредители все-таки воспринимали университет как любимого ребенка, за которым надо смотреть, ухаживать, которого надо воспитывать, помогать ему.
Сейчас вопрос решен. КРСУ — это и кыргызстанский, и российский университет, и оба учредителя в равной степени несут ответственность за его развитие. Наши государства здесь как родители, которые помогают своему ребенку, но в то же время спрашивают с него. Да, КРСУ уже 30 лет — это уже не малыш, все-таки, и 30 с лишним тысяч выпускников вышли из его стен, однако сейчас многое можно начать с чистого листа. А вот как он будет заполнен, зависит в первую очередь от качества управления. Я понимаю всю полноту ответственности, которая возложена на меня и сформированную мной команду. Многое зависит и от студенчества, и от профессорско-преподавательского состава. Только в объединении наших усилий, за счет такой синергии можно добиться и качества, и вхождения университета во все мировые рейтинги, а для нас это важный показатель. Крайне важная задача стоит по цифровой трансформации университета, потому что мы видим, как в современном мире те организации, которые пропустили этот цифровой разворот, теряют уровень и конкурентоспособность. Мы видим огромный потенциал, при этом хорошо знаем об опыте лучших российских, европейских, американских, китайских вузов. В этом плане, надеюсь, мы будем учиться на чужих ошибках, чтобы лишний раз не наступать на грабли.
— Какими полномочиями наделяется ректор КРСУ по новому соглашению?
— Конечно, ректор — это капитан корабля, важная фигура, которая многое определяет и, по большому счету, несет всю ответственность. Как показывает опыт, обычно за успехи, достижения и победы особо не хвалят, воспринимают это как вполне естественные вещи, а за какие-то огрехи, ошибки и упущения спрашивать стараются по полной программе. В этом плане в России ректорский корпус чувствует себя вполне мобилизованным. В Кыргызстане, кстати, тоже об этом стали говорить все чаще: что необходима ротация ректоров, что нельзя засиживаться на одном месте, что человек эмоционально и психологически устает и выгорает, когда долго находится на одной позиции, в одной организации.
В этом отношении, честно говоря, насчет возрастного пункта я бы поспорил. Есть примеры людей, которым и 70, и 80 лет, но у них блеск в глазах, куча идей, креатива, и они фору дадут многим 20- и 30-летним. Однако это норма, которая сейчас принята в России. В целом ректор у нас может работать до 65 лет с продлением до 70, чтобы давать дорогу молодым. При этом, конечно, в университетах это крайне важная история, потому что нельзя допускать слишком сильного поколенческого разрыва между молодежью, которая приходит за знаниями, умениями, компетенциями, и теми людьми, которые преподают в вузе и управляют им. Даже мне в 44 года бывает тяжеловато понять, на каком языке говорят мои дочери. Я стараюсь быть с ними на одной волне, но точно могу сказать, что лет через 20 с внуками так уже не получится. Здесь важен диалог — это исключительно понятная история.
Также установлен лимит нахождения ректора на посту — два пятилетних срока. Наверное, это нормальный горизонт планирования, потому что если человек показывает за два срока хороший результат, то в принципе можно его наградить и отпустить, сделать профессором почетным или направить работать в какую-нибудь другую структуру. А если человек не справился с задачами развития и роста университета, то надо иметь возможность срочно изменить ситуацию. Ведь как только прекращается рост, начинаются сначала консервация, а потом стагнация и другие процессы гниения, потому что консервировать продукт долго невозможно.
Думаю, что это хорошая, правильная норма, но принципиально важно, что все-таки главным органом управления является даже не ректор, а ученый совет. У нас будет управляющий совет, по аналогии с советом директоров в акционерных обществах. Этот орган будет формироваться приказами Минобрнауки Кыргызстана и Минобрнауки России по принципу "6 + 6": шесть граждан Кыргызстана, шесть граждан Российской Федерации. И это будут люди именно из власти, из госуправления. В Жогорку Кенеше как раз просили, чтобы обязательно там был их представитель. Насколько я знаю настроения, в Госдуме тоже считают, что в совете должен быть представитель законодательной власти РФ. Мы понимаем, что представители должны быть от Минобрнауки, возможно, от Минфина или Минэкономики, тут уже надо смотреть по ситуации. Может быть, от Российской академии наук будет какой-нибудь представитель.
К маю мы поймем, как и из кого сформируется управляющий совет. Во многом от уровня этих людей, даже по должностям, будет зависеть и степень поддержки университета как в Кыргызской Республике, так и в Российской Федерации. Управляющий совет будет собираться раз в полгода, чтобы заслушивать отчеты руководства не только университета, но и факультетов; будет рассматривать планы развития, приоритетные проекты, одобрять их или не одобрять. Управляющий совет как раз будет принимать решения о снятии с должности ректора, о назначении ректора. Будет принимать решения по структуре университета, приоритетным направлениям, образовательным программам. Это стратегический орган управления.
Принципиально, что КРСУ приобретает у нас уникальный статус, которым не обладает ни один университет в мире. Из обычного бюджетного учреждения мы становимся межгосударственной образовательной организацией высшего образования, сокращенно — МООВО. Федеральная налоговая служба в России не знает такой организационно-правовой формы, Налоговая служба в Кыргызстане тоже. Минфины обеих стран уже знают, что такая форма будет, но еще не знают, что с этим делать. Потребуются поправки в законы об образовании, расшифровывающие, что это за зверь такой — МООВО. Это важный правовой момент, потому что, опираясь на межправительственное соглашение как на конституцию, закладываются смыслы, полномочия и обязанности новой структуры. Мы надеемся, что в результате создадим такую модель, которая будет отвечать самым высоким мировым стандартам, предъявляемым к вузам и университетскому сообществу.
— Даст ли новое соглашение возможность получать новые академические степени внутри КРСУ?
— Действительно, вопросы получения ученых степеней кандидатов, докторов наук очень сильно зарегулированы как в Кыргызстане, так и в России. Бюрократические структуры создают много формальных ограничений. Утвердить диссертационный совет — крайне сложная процедура, в которой много формальных требований. Причем многие из них морально устарели, родом они даже не из ХХ века, а из XIX века.
Благодаря специфическому положению, при котором КРСУ попадает в правовое поле, мы надеемся, что будут использованы лучшие практики. В России, например, есть такая организационная форма, как национальные исследовательские университеты. У них есть право создавать свои диссертационные советы, и другие организации признают ученую степень кандидата или доктора наук, например, Санкт-Петербургского или Московского госуниверситета. Надеемся, что КРСУ встанет в этот ряд и получит такие же права.
Однако это и большая ответственность. Нужно будет внимательно относиться и к соискателям, и к качеству их исследований. Именно репутация университета дороже всего, ведь благодаря ей вузы привлекают абитуриентов и первоклассных профессоров. В формате согласования с ученым и управляющим советами мы определим, как эти диссертационные советы будут выглядеть, и, возможно, уже через год сможем присваивать ученую степень доктора или кандидата наук КРСУ. Нас ждет большая бюрократическая и кропотливая юридическая работа. Надеюсь, что мы пройдем этот путь как можно быстрее и в КРСУ будут ездить из Душанбе, Алматы, Астаны, чтобы защищать кандидатские, докторские и PhD-проекты.
— Какие еще проблемы и вызовы стоят перед КРСУ?
— Могу сказать, что у вуза все хорошо с уровнем квалификации и остепененности профессорско-преподавательского состава. Здесь КРСУ действительно вполне может стоять наравне с национальными исследовательскими университетами России: МГУ, Санкт-Петербургским госуниверситетом, Высшей школой экономики, МФТИ и другими вузами.
Другое дело, что инфраструктурно, как вы понимаете, мы очень недотягиваем. По сути, у нас нет своего кампуса, хотя его образ определен. У нас уже есть внятное техзадание: на уровне глав правительств наших стран неоднократно за эти несколько месяцев велись переговоры, кто будет строить кампус и как он будет выглядеть. В целом со стороны российского правительства однозначно сказано, что Россия примет участие и построит для КРСУ настоящий храм науки и высшего образования. Пока в активной стадии проработка этого проекта на уровне правительства Российской Федерации, Министерства финансов и Министерства строительства. Правда, земли у нас для такого кампуса маловато — всего 3,5 гектара, и все, что нужно для университетского кампуса мирового уровня, пока не помещается. Но кабмин Кыргызстана и мэрия Бишкека обещают помочь и увеличить наш участок в "Тунгуче".
— Что изменится для преподавателей благодаря новому соглашению о КРСУ?
— В первую очередь мы отказываемся от советской модели условных окладов, рассчитываемых по сложнейшей почасовой методике, и вводим элементы эффективного контракта. В частности, сейчас проводим конкурс исследовательских мини-грантов. Сначала мы предполагали, что 100 сотрудников, преподавателей, научных работников университета получат в 2024 году эти исследовательские мини-гранты. Их объем — это прибавка в зарплате больше 30 тысяч сомов в месяц. Это открытый конкурс, он был объявлен для всех преподавателей, сотрудников, чтобы они заявили, какой исследовательской тематикой хотят заниматься в этом году и каких результатов собираются достичь.
Для нас крайне важен результат — это публикации статей, которые бы индексировались в международных наукометрических базах данных, таких как Scopus. Сейчас у нас уже больше 200 заявок, а значит, каждый четвертый преподаватель вуза подал заявку на участие. В итоге благодаря поддержке Минобрнауки России и правительства Российской Федерации мы увеличили количество мини-грантов до 150, и с марта серьезную прибавку получат сотрудники университета, готовые заниматься наукой и ежеквартально показывать результаты в виде научных публикаций.
Точно так необходимо менять и систему оплаты труда, потому что бывает, когда преподаватель вообще в аудитории не появляется и полгода практически в университете ничего не делает. А бывает, когда работает очень интенсивно. И, конечно, те, кто работает много и интенсивно, должны получать больше, чем те, кто особо не напрягается.
Мы предусмотрели и меры грантовой поддержки студентов. В частности, сейчас проходит конкурс, в ходе которого выдадим 500 грантов России 500 студентам на компенсацию расходов на их проживание. Также у нас предусмотрены повышенные стипендии, но, правда, для 1 процента студентов. Причем не важно, учится он на бюджетном месте Российской Федерации, на грантовом месте Кыргызстана или на платной основе. Стипендии мы выплачиваем за отличную учебу, научные достижения, выступления на научных конференциях, публикации научных статей, достижения в области спорта, культуры или в общественной деятельности. Мы будем выплачивать повышенную стипендию от 10 до 15 тысяч сомов в зависимости от уровня достижений, однако ее получат лишь 70 студентов из 7 тысяч. Это хорошая мотивация для лучших. Дополнительная стипендия стала возможной благодаря тому, что Минобрнауки России выделило достаточно большие средства на программу развития в прошлом году и подтверждает этот же объем финансирования в 2024-м. По сути, ни у одного другого университета в Кыргызстане таких опций и возможностей нет, а у нас они в наличии.
— Что вы можете сказать о формировании образа студента КРСУ, преподавательского состава и вообще о целях и философии университета?
— Хороший вопрос. Я интересовался им за эти полгода у разных людей. Часто мои собеседники со строгим выражением лица говорили, что КРСУ — это бастион российского образования и науки в Бишкеке. Мне не очень нравится это сравнение, потому что бастион — это какая-то осажденная крепость с пушками, копьями наружу, рвами и колючей проволокой. Конечно же, межправительственным соглашением определено, что университет действительно должен всячески способствовать развитию русского языка и его поддержке, развитию культурных, научных и бизнес-связей с Россией. Однако в нем есть внятные позиции относительно кыргызского языка и культуры. На мой взгляд, КРСУ благодаря своей двойственной подчиненности должен стать витриной лучших российских и кыргызских научно-образовательных практик. И при этом именно в многообразии культур его преимущество.
Поэтому считаю, что наш университет — все-таки не крепость в осажденном мире, не бастион, а интеллектуальная корпорация, которая открыта к интеграционным процессам, к объединению всего разнообразия и богатства как кыргызской, так и русской культуры.