https://ru.sputnik.kg/20240110/kyrgyzstan-dopolnitelnoe-obrazovanie-1081842693.html
Надо быть интереснее для детей, чем интернет, — интервью с педагогом о важном
Надо быть интереснее для детей, чем интернет, — интервью с педагогом о важном
Sputnik Кыргызстан
Как пение, танцы, игра на музыкальных инструментах помогают ребенку с освоением школьной программы и почему дополнительное образование стало роскошью... 10.01.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-01-10T18:10+0600
2024-01-10T18:10+0600
2024-01-10T18:10+0600
кыргызстан
детский кружок
секция
школьники
танцы
пение
дополнительное образование
интервью
https://sputnik.kg/img/07e8/01/0a/1081845180_0:288:2873:1904_1920x0_80_0_0_8b8f6df4ad4d38d02fd8a1de86f80999.jpg
Кандидат педагогических наук, директор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания "Балажан" Дария Мусина считает, что, несмотря на увлечение интернетом и соцсетями, современные дети хотят заниматься классическим творчеством.— Дария Сапарбековна, что меняется в сфере дополнительного образования?— В традиционном понимании, дополнительное образование — это развитие художественных и музыкальных способностей детей, к которому относятся занятия танцами, вокалом, игра на музыкальных инструментах, театральные кружки, обучение декоративно-прикладному мастерству. Однако сегодня модными стали робототехника и знакомство с инновационными технологиями (искусственный интеллект, программирование, веб-дизайн и прочее). Сюда же теперь относят и подготовку детей к школе. Нехватка детских садов — большая проблема всей страны. Если дети не посещают сад, родители стараются водить их хотя бы на развивающие занятия.— Существует ли какой-то международный обмен опытом в сфере дополнительного образования?— Существует. На пространстве СНГ образована Евразийская ассоциация дополнительного образования детей. Ее сформировали, чтобы возродить профессиональное сотрудничество, которое было в Советском Союзе. Ассоциация объединяет более 22 крупнейших организаций дополнительного образования, куда входят как частные, так и государственные центры.— Педагоги считают, что дополнительное образование — неотъемлемый процесс воспитания. Как это работает?— Главное — воспитывать. Мы обычно начинаем воспитывать молодежь, но ее можно лишь перевоспитывать. Педагоги уверены, если с детства прививать человеку трудолюбие, толерантность, понимание, что существует много культур и традиций, он войдет во взрослую жизнь устойчивым, человечным, уважающим других. Чем больше дети знают о различиях между народами, тем лучше они относятся к представителям других национальностей. Нужно начинать воспитание с развития у них чувства сопричастности, дружбы, поддержки... Объясню просто: изучая танцы разных народов или вышивая национальные узоры, дети соприкасаются с творениями мастеров со всего мира, и это расширяет их кругозор.— Развитие интернета, на ваш взгляд, изменило детей?— Возможность глобального общения позволяет им больше узнавать друг о друге, что делает современных детей гораздо смелее и коммуникабельнее. Существует такое понятие, как информационная коммуникативность: можно быстро делиться знаниями, отправлять данные, обсуждать темы, писать комментарии. В Сети можно найти, увидеть, услышать и прочесть все, что угодно. И тут возникает вопрос: а какова роль педагогов в сфере дополнительного образования? Мы теперь должны быть интереснее, чем интернет. Важно понимать, что посещение внешкольных организаций — дело добровольное, дополнительное образование получают по желанию. Маленьких детей приводят родители, а примерно с восьми лет ребенок сам решает, что ему интересно — петь, танцевать, рисовать, конструировать или играть на сцене. Наша задача — не убить интерес к занятию, которое он выбрал. Педагоги, наоборот, должны вовлечь ребенка еще сильнее, чтобы он не разочаровался в выборе и понял, что удовольствие от этого занятия не может заменить никакой интернет, что здесь он получает визуальное, тактильное удовлетворение и живое общение.— И какая сегодня тенденция? Удается разжечь этот интерес?— Двадцать три года назад, когда я пришла работать в центр, его посещали порядка 300 ребят. Мы буквально "хватали" детей вместе с родителями и не знали, как обхаживать, чтобы они снова приходили на занятия. А сегодня запись в центре закрыта, потому что нет мест, и так уже 10 лет... Другое дело, что сейчас все силы брошены на спасение школ и детских садов. Согласно одному прогнозу, через несколько лет первоклассникам не будет хватать мест за партами. Еще у нас не хватает учителей и воспитателей, что уж говорить о работе кружков и секций...— Какие направления дополнительного образования наиболее популярны сегодня? И меняются ли вкусы?— Стандартные опросы показывают, что, как ни крути, сейчас очень востребованы компьютерные технологии. Мы думали, что с развитием инженерии будут востребованы авиамоделирование, судомоделирование, но ошиблись. Эту нишу заняли интернет, графические программы, искусственный интеллект. Тогда мы поняли, что вместе с детьми нужно учиться использовать ИИ. Не снижается тяга к изобразительному искусству: у детей очень богатое воображение, им необходимо "выплескивать" созданные в голове образы. Многие дети видят мир другими глазами, выражают все через рисунки. Если кто-нибудь думает, что современные дети стали менее музыкальными, менее "танцевальными", то тоже ошибается. Сегодня музыкально-эстетической активностью, изобразительным искусством занимаются практически 68% детей в стране.— Этот показатель одинаков и в городах, и в селах?— В разрезе "город/село" разница, конечно, видна. Если на периферии не всегда имеется профессиональный хореограф, то человек, который умеет рисовать или занимается прикладным искусством, есть точно. Многие кыргызские женщины вышивают, работают с войлоком. В каждом селе есть мастерицы, которые умеют делать курак, шырдак, кийиз, чий и так далее. Девочки тоже этим занимаются. Мы как-то даже испугались, что все кружки в сельской местности будут студиями прикладного творчества. Потом проанализировали ситуацию и поняли, что спрос на такую продукцию растет из-за развития туризма. Даже дети быстро смекнули: если туристы приедут в село, им можно будет что-нибудь продать.— То есть это не просто интересное, но и выгодное увлечение?— Да, внешкольное обучение — это в том числе профориентация. Не страшно, если девочка по каким-то причинам не получила специальное или высшее образование, но умеет рукодельничать. Она может заняться изготовлением традиционных кыргызских одеял, ковров, тапочек, сувениров.— Давайте поговорим о пользе таких занятий для характера, физических и умственных способностей ребенка.— Рисование, вышивание, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, развитие которых положительно воздействует на работу головного мозга ребенка. Поэтому мы все время говорим, что дети должны лепить, собирать "лего", что-то строить, вырезать, клеить... Кстати, родитель таким образом может лучше понять своего ребенка, узнать, какое у него настроение, есть ли тревоги. Еще это воспитывает в ребенке собранность, организованность. Сегодня многие жалуются, что дети не досматривают мультфильмы, переключаются. Они привыкли быстрым движением пальца по экрану "смахивать" одно видео за другим. Так мы и получаем гиперактивных детей. Им все приходится повторять по несколько раз. Из-за обилия информации на экране телефона или планшета внимание ребенка рассеяно, он не сразу фокусируется на сказанном, у него "в одно ухо влетает, из другого вылетает". Многие дети не умеют слушать внимательно и до конца — отсюда плохие результаты в тестах на чтение и понимание. Ребенок не может сосредоточится на чем-то, легко отвлекается.— Почему в одних школах есть дополнительные занятия, а в других нет?— На самом деле в школьном компоненте работа кружков предусмотрена. Выделены и часы, и средства, но многое зависит от директора. Если директор заинтересован, у него есть и ансамбли, и театральные группы, и кружки рукоделия, и дети представляют школу на всевозможных выставках, фестивалях, конкурсах. А если администрация не заинтересована, выделенные ресурсы используются не по назначению. И еще. Как только руководство школы начинает диктовать, что 1 "А" идет на шахматы, а 1 "Б" — на танцы, снова возникает урочная система, которая "убивает" всю суть дополнительного образования. Мы должны не заставлять, а привлекать, чтобы ребенку хотелось учиться танцевать, рисовать или играть на инструменте.
https://ru.sputnik.kg/20211106/psiholog-intervyu-deti-polovoe-vospitanie-seks-1054511432.html
https://ru.sputnik.kg/20240107/kyrgyzstan-lyzhi-snoubord-gory-sport-turizm-obuchenie-instruktorstvo-1081741114.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Елена Яковлева
https://sputnik.kg/img/07e7/04/19/1074719433_89:372:606:889_100x100_80_0_0_46a720de87f1f64482c647213a4ed854.jpg
Елена Яковлева
https://sputnik.kg/img/07e7/04/19/1074719433_89:372:606:889_100x100_80_0_0_46a720de87f1f64482c647213a4ed854.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e8/01/0a/1081845180_72:0:2803:2048_1920x0_80_0_0_2e13922e0fa374f8f5bb5af669bde6b1.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Елена Яковлева
https://sputnik.kg/img/07e7/04/19/1074719433_89:372:606:889_100x100_80_0_0_46a720de87f1f64482c647213a4ed854.jpg
кыргызстан, детский кружок, секция, школьники, танцы, пение, дополнительное образование, интервью
кыргызстан, детский кружок, секция, школьники, танцы, пение, дополнительное образование, интервью
Кандидат педагогических наук, директор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания "Балажан" Дария Мусина считает, что, несмотря на увлечение интернетом и соцсетями, современные дети хотят заниматься классическим творчеством.
— Дария Сапарбековна, что меняется в сфере дополнительного образования?
— В традиционном понимании, дополнительное образование — это развитие художественных и музыкальных способностей детей, к которому относятся занятия танцами, вокалом, игра на музыкальных инструментах, театральные кружки, обучение декоративно-прикладному мастерству. Однако сегодня модными стали робототехника и знакомство с инновационными технологиями (искусственный интеллект, программирование, веб-дизайн и прочее). Сюда же теперь относят и подготовку детей к школе. Нехватка детских садов — большая проблема всей страны. Если дети не посещают сад, родители стараются водить их хотя бы на развивающие занятия.
— Существует ли какой-то международный обмен опытом в сфере дополнительного образования?
— Существует. На пространстве СНГ образована Евразийская ассоциация дополнительного образования детей. Ее сформировали, чтобы возродить профессиональное сотрудничество, которое было в Советском Союзе. Ассоциация объединяет более 22 крупнейших организаций дополнительного образования, куда входят как частные, так и государственные центры.
— Педагоги считают, что дополнительное образование — неотъемлемый процесс воспитания. Как это работает?
— Главное — воспитывать. Мы обычно начинаем воспитывать молодежь, но ее можно лишь перевоспитывать. Педагоги уверены, если с детства прививать человеку трудолюбие, толерантность, понимание, что существует много культур и традиций, он войдет во взрослую жизнь устойчивым, человечным, уважающим других. Чем больше дети знают о различиях между народами, тем лучше они относятся к представителям других национальностей. Нужно начинать воспитание с развития у них чувства сопричастности, дружбы, поддержки... Объясню просто: изучая танцы разных народов или вышивая национальные узоры, дети соприкасаются с творениями мастеров со всего мира, и это расширяет их кругозор.
— Развитие интернета, на ваш взгляд, изменило детей?
— Возможность глобального общения позволяет им больше узнавать друг о друге, что делает современных детей гораздо смелее и коммуникабельнее. Существует такое понятие, как информационная коммуникативность: можно быстро делиться знаниями, отправлять данные, обсуждать темы, писать комментарии. В Сети можно найти, увидеть, услышать и прочесть все, что угодно. И тут возникает вопрос: а какова роль педагогов в сфере дополнительного образования?
Мы теперь должны быть интереснее, чем интернет. Важно понимать, что посещение внешкольных организаций — дело добровольное, дополнительное образование получают по желанию. Маленьких детей приводят родители, а примерно с восьми лет ребенок сам решает, что ему интересно — петь, танцевать, рисовать, конструировать или играть на сцене. Наша задача — не убить интерес к занятию, которое он выбрал. Педагоги, наоборот, должны вовлечь ребенка еще сильнее, чтобы он не разочаровался в выборе и понял, что удовольствие от этого занятия не может заменить никакой интернет, что здесь он получает визуальное, тактильное удовлетворение и живое общение.
— И какая сегодня тенденция? Удается разжечь этот интерес?
— Двадцать три года назад, когда я пришла работать в центр, его посещали порядка 300 ребят. Мы буквально "хватали" детей вместе с родителями и не знали, как обхаживать, чтобы они снова приходили на занятия. А сегодня запись в центре закрыта, потому что нет мест, и так уже 10 лет... Другое дело, что сейчас все силы брошены на спасение школ и детских садов. Согласно одному прогнозу, через несколько лет первоклассникам не будет хватать мест за партами. Еще у нас не хватает учителей и воспитателей, что уж говорить о работе кружков и секций...
— Какие направления дополнительного образования наиболее популярны сегодня? И меняются ли вкусы?
— Стандартные опросы показывают, что, как ни крути, сейчас очень востребованы компьютерные технологии. Мы думали, что с развитием инженерии будут востребованы авиамоделирование, судомоделирование, но ошиблись. Эту нишу заняли интернет, графические программы, искусственный интеллект. Тогда мы поняли, что вместе с детьми нужно учиться использовать ИИ. Не снижается тяга к изобразительному искусству: у детей очень богатое воображение, им необходимо "выплескивать" созданные в голове образы. Многие дети видят мир другими глазами, выражают все через рисунки. Если кто-нибудь думает, что современные дети стали менее музыкальными, менее "танцевальными", то тоже ошибается. Сегодня музыкально-эстетической активностью, изобразительным искусством занимаются практически 68% детей в стране.
— Этот показатель одинаков и в городах, и в селах?
— В разрезе "город/село" разница, конечно, видна. Если на периферии не всегда имеется профессиональный хореограф, то человек, который умеет рисовать или занимается прикладным искусством, есть точно. Многие кыргызские женщины вышивают, работают с войлоком. В каждом селе есть мастерицы, которые умеют делать курак, шырдак, кийиз, чий и так далее. Девочки тоже этим занимаются. Мы как-то даже испугались, что все кружки в сельской местности будут студиями прикладного творчества. Потом проанализировали ситуацию и поняли, что спрос на такую продукцию растет из-за развития туризма. Даже дети быстро смекнули: если туристы приедут в село, им можно будет что-нибудь продать.
— То есть это не просто интересное, но и выгодное увлечение?
— Да, внешкольное обучение — это в том числе профориентация. Не страшно, если девочка по каким-то причинам не получила специальное или высшее образование, но умеет рукодельничать. Она может заняться изготовлением традиционных кыргызских одеял, ковров, тапочек, сувениров.
— Давайте поговорим о пользе таких занятий для характера, физических и умственных способностей ребенка.
— Рисование, вышивание, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, развитие которых положительно воздействует на работу головного мозга ребенка. Поэтому мы все время говорим, что дети должны лепить, собирать "лего", что-то строить, вырезать, клеить... Кстати, родитель таким образом может лучше понять своего ребенка, узнать, какое у него настроение, есть ли тревоги.
Еще это воспитывает в ребенке собранность, организованность. Сегодня многие жалуются, что дети не досматривают мультфильмы, переключаются. Они привыкли быстрым движением пальца по экрану "смахивать" одно видео за другим. Так мы и получаем гиперактивных детей. Им все приходится повторять по несколько раз. Из-за обилия информации на экране телефона или планшета внимание ребенка рассеяно, он не сразу фокусируется на сказанном, у него "в одно ухо влетает, из другого вылетает". Многие дети не умеют слушать внимательно и до конца — отсюда плохие результаты в тестах на чтение и понимание. Ребенок не может сосредоточится на чем-то, легко отвлекается.
— Почему в одних школах есть дополнительные занятия, а в других нет?
— На самом деле в школьном компоненте работа кружков предусмотрена. Выделены и часы, и средства, но многое зависит от директора. Если директор заинтересован, у него есть и ансамбли, и театральные группы, и кружки рукоделия, и дети представляют школу на всевозможных выставках, фестивалях, конкурсах. А если администрация не заинтересована, выделенные ресурсы используются не по назначению. И еще. Как только руководство школы начинает диктовать, что 1 "А" идет на шахматы, а 1 "Б" — на танцы, снова возникает урочная система, которая "убивает" всю суть дополнительного образования. Мы должны не заставлять, а привлекать, чтобы ребенку хотелось учиться танцевать, рисовать или играть на инструменте.