https://ru.sputnik.kg/20231122/yaponiya-kyrgyzstan-centralnaya-vizit-razvitie-otnosheniya-politika-1080678318.html
В духе чайной церемонии — эксперт об итогах визита президента КР в Японию
В духе чайной церемонии — эксперт об итогах визита президента КР в Японию
Sputnik Кыргызстан
Несмотря на различные инициативы, ни сама Япония, ни страны ЦА не могут говорить о реальном присутствии и об интересах Токио в регионе, считает обозреватель. 22.11.2023, Sputnik Кыргызстан
2023-11-22T22:10+0600
2023-11-22T22:10+0600
2023-11-22T22:37+0600
япония
кыргызстан
центральная азия
колумнисты
колумнистика
визит
отношения
внешняя политика
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080683357_0:189:2048:1342_1920x0_80_0_0_f0992ab41f24b022fd82e5fd26f492ed.jpg
Очередной саммит "Центральная Азия + Япония" запланирован на 2024 год, однако уже сейчас главы государств обсуждают особенности регионального развития на перспективу.В общественном сознании Япония укоренилась как одно из самых необычных государств мира, поэтому визитам сюда лидера любой страны всегда сопутствует легкий ореол загадочности. Вот и в рамках официального визита президента КР Садыра Жапарова внимание было приковано к его участию в чайной церемонии — одном из красивейших японских ритуалов.При всей многогранности смыслов чайная церемония — это прежде всего искренняя забота о госте, проявление чрезвычайного уважения. А если учесть, что она проходила в городе Киото — древней столице Страны восходящего солнца, — то символизм времени, места и случая указывает на особое отношение Японии к Кыргызстану. С точки зрения прагматизма, которым японцы всегда славились, лицезрение чайной церемонии и участие в ней как нельзя лучше подготавливают гостя к решению насущных проблем, а нас ведут к двум вопросам: чего хочет Япония и чего хочет Кыргызстан?Политика есть, но это не точноПолитика Японии в Центральной Азии настолько же загадочна, насколько загадочна сама страна. После установления дипломатических отношений с Кыргызстаном и другими государствами региона в далеком 1992 году Япония с определенной периодичностью фигурировала в качестве одного из самых привлекательных источников инвестиций в промышленность, добывающую и энергетическую отрасли. Экономическое присутствие Страны восходящего солнца больше всего проявляется в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане, но оно имеет весьма ограниченный характер и несравнимо с участием других государств в экономике ЦА.Японские официальные лица неоднократно заявляли о большой заинтересованности Токио в энергоресурсах Центральной Азии, а также в стабильности и безопасности региона на фоне ситуации в Афганистане. Красивые инициативы Японии — "Дипломатия Шелкового пути", Программа действий по дипломатии Шелкового пути и "Центральная Азия + Япония" — были у всех на слуху, но только последняя стала образцовым форматом отношений, который переняли другие страны — от США до Индии.Что касается политики самой Японии, то она продолжает оставаться преимущественно умозрительной. Несмотря на различные инициативы, ни Страна восходящего солнца, ни республики ЦА не могут говорить о реальном присутствии и об интересах Токио в регионе. И здесь играют роль два фактора, преодоление которых Японии дается с трудом: географическая отдаленность Центральной Азии и высокая конкуренция со стороны традиционных факторов влияния России и Китая. Нужно отметить, что политика Японии в регионе не является самостоятельной, она имеет смысл только как часть общих усилий коллективного Запада — США, стран Евросоюза и Южной Кореи, без дополнительного участия которых японские политические и экономические инициативы бессмысленны.Тем не менее Токио считается одним из крупных доноров республик ЦА по линии Официальной помощи развитию (ОПР) и одним из лидеров по оказанию этой помощи в мировом масштабе. Помогая развивающимся странам, Япония рассчитывала на повышение своего международного статуса и получение места постоянного члена Совета Безопасности ООН посредством реформы организации. В частности, Страна восходящего солнца неоднократно предлагала поддержать ее в этом вопросе, но Кыргызстан и остальные центральноазиатские государства этого делать не стали.Трудно судить о других развивающихся странах, но, к примеру, Кыргызстан за 30 лет получил от Японии по линии ОПР примерно 700 миллионов долларов. Для сравнения: с 1991-го по 2018 год Россия выделила КР по аналогичной программе порядка 1,045 миллиарда. Статистика — вещь упрямая.Прагматичный взглядДля Кыргызстана 2023 год стал годом активной внешней политики, в рамках которой президент Жапаров предстал в качестве главного дипломата страны. По всей видимости, с подачи его администрации во внешней политике сейчас превалируют идеи прагматизма. Бишкек не скрывает, что ему нужны деньги, и если удастся привлечь японские инвестиции, это упрочит двусторонние отношения.Подписание соглашений, в числе которых совместное заявление о дружбе и всеобъемлющем партнерстве, выражает, по словам японского премьер-министра Фумио Кисиды, желание "последовательно осуществлять сотрудничество". Не исключено, что этот визит придаст двусторонним отношениям новый импульс. МИД Японии представил чуть более подробные детали визита, отмечая "откровенный обмен мнениями о международной ситуации, в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе, на Украине и Ближнем Востоке, а также о подходах к содействию развития в этом регионе". Подчеркнуто, что главы двух государств сошлись во мнении "что действия, основанные на принципах международного права, необходимы для обеспечения мира и стабильности в международном сообществе".Юбилейный год2024 год будет ознаменован двадцатилетием диалога "Центральная Азия + Япония". Во время официального визита Жапарова лидеры стран договорились о совместной работе по подготовке юбилейного саммита с целью "дальнейшего углубления сотрудничества в рамках диалога". Следует признать, что этот формат отношений в 2004 году стал новшеством для региона: удалось усадить за стол переговоров глав всех пяти государств ЦА, что не всегда получалось в рамках других многосторонних площадок.Какой будет платформа "Центральная Азия + Япония" в следующем году, предугадать трудно. Однако ясно, что предпосылок для "прорывных решений" у этого формата просто нет — география, равно как и внешнеполитические ориентиры стран Центральной Азии, не претерпели изменений. Проекты новых транспортных и энергетических путей все еще на стадии разработок, а надеяться, что ослабленная японская экономика сможет конкурировать в Евразии с КНР и Россией, просто глупо.Наивно также полагать, что центральноазиатские республики этого не понимают и не видят настоящих целей Токио, которым движет отнюдь не альтруизм и забота о всеобщем благосостоянии. Без руководящей роли США, с которыми у Японии налажено глобальное взаимодействие, она и думать бы не стала об активной политике в Центральной Азии. Япония просто вынуждена обещать инвестиции, активное участие в энергетических проектах в рамках инициатив с красивыми названиями, но можно ли верить этим словам? Еще свежа в памяти поколений японская инициатива в период Второй мировой войны, когда под заманчивым названием "Великая восточноазиатская сфера сопроцветания" реализовывался необычайно жестокий план эксплуатации народов Юго-Восточной Азии.Очевидно, юбилейный саммит "Центральная Азия + Япония" может пройти в духе чайной церемонии — красиво и с учетом национальных традиций, оставляя при этом больше вопросов, чем ответов. В ЦА тоже любят пить чай, но у нас в этом процессе меньше условностей и тайных смыслов, зато больше теплоты и простого общения. При всех отличиях формального и неформального подходов в одном можно быть уверенным — в Центральной Азии за пиалой чая можно скорее обсудить вопросы, но не решить их. Для этого, собственно, и создавался форум "ЦА + Япония".
https://ru.sputnik.kg/20231005/mongoliya-shos-rasshirenie-1079158117.html
https://ru.sputnik.kg/20231107/chto-evropa-ischet-v-tsentralnoy-azii-analiz-eksperta-1080270697.html
https://ru.sputnik.kg/20230912/den-pobedy-nad-yaponiey-chto-dolzhny-pomnit-narody-tsentralnoy-azii-1078541221.html
япония
центральная азия
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Адилет Кылычев
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080684283_469:35:1166:732_100x100_80_0_0_efa99e3c63151b08625b53616cce7696.jpg
Адилет Кылычев
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080684283_469:35:1166:732_100x100_80_0_0_efa99e3c63151b08625b53616cce7696.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080683357_118:0:1938:1365_1920x0_80_0_0_83e93b6afffaa64211bed9181dfe8de7.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Адилет Кылычев
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/16/1080684283_469:35:1166:732_100x100_80_0_0_efa99e3c63151b08625b53616cce7696.jpg
япония, кыргызстан, центральная азия, колумнисты, колумнистика , визит, отношения, внешняя политика
япония, кыргызстан, центральная азия, колумнисты, колумнистика , визит, отношения, внешняя политика
В духе чайной церемонии — эксперт об итогах визита президента КР в Японию
22:10 22.11.2023 (обновлено: 22:37 22.11.2023) Несмотря на различные инициативы, ни сама Япония, ни страны ЦА не могут говорить о реальном присутствии и об интересах Токио в регионе, считает обозреватель.
Очередной саммит "Центральная Азия + Япония" запланирован на 2024 год, однако уже сейчас главы государств обсуждают особенности регионального развития на перспективу.
В общественном сознании Япония укоренилась как одно из самых необычных государств мира, поэтому визитам сюда лидера любой страны всегда сопутствует легкий ореол загадочности. Вот и в рамках официального визита президента КР Садыра Жапарова внимание было приковано к его участию в
чайной церемонии — одном из красивейших японских ритуалов.
При всей многогранности смыслов чайная церемония — это прежде всего искренняя забота о госте, проявление чрезвычайного уважения. А если учесть, что она проходила в городе Киото — древней столице Страны восходящего солнца, — то символизм времени, места и случая указывает на особое отношение Японии к Кыргызстану. С точки зрения прагматизма, которым японцы всегда славились, лицезрение чайной церемонии и участие в ней как нельзя лучше подготавливают гостя к решению насущных проблем, а нас ведут к двум вопросам: чего хочет Япония и чего хочет Кыргызстан?
Политика есть, но это не точно
Политика Японии в Центральной Азии настолько же загадочна, насколько загадочна сама страна. После установления дипломатических отношений с Кыргызстаном и другими государствами региона в далеком 1992 году Япония с определенной периодичностью фигурировала в качестве одного из самых привлекательных источников инвестиций в промышленность, добывающую и энергетическую отрасли. Экономическое присутствие Страны восходящего солнца больше всего проявляется в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане, но оно имеет весьма ограниченный характер и несравнимо с участием других государств в экономике ЦА.
Японские официальные лица неоднократно заявляли о большой заинтересованности Токио в энергоресурсах Центральной Азии, а также в стабильности и безопасности региона на фоне ситуации в Афганистане. Красивые инициативы Японии — "Дипломатия Шелкового пути", Программа действий по дипломатии Шелкового пути и "Центральная Азия + Япония" — были у всех на слуху, но только последняя стала образцовым форматом отношений, который переняли другие страны — от США до Индии.
Что касается политики самой Японии, то она продолжает оставаться преимущественно умозрительной. Несмотря на различные инициативы, ни Страна восходящего солнца, ни республики ЦА не могут говорить о реальном присутствии и об интересах Токио в регионе. И здесь играют роль два фактора, преодоление которых Японии дается с трудом: географическая отдаленность Центральной Азии и высокая конкуренция со стороны традиционных факторов влияния России и Китая. Нужно отметить, что политика Японии в регионе не является самостоятельной, она имеет смысл только как часть общих усилий коллективного Запада — США, стран Евросоюза и Южной Кореи, без дополнительного участия которых японские политические и экономические инициативы бессмысленны.
Тем не менее Токио считается одним из крупных доноров республик ЦА по линии Официальной помощи развитию (ОПР) и одним из лидеров по оказанию этой помощи в мировом масштабе. Помогая развивающимся странам, Япония рассчитывала на повышение своего международного статуса и получение места постоянного члена Совета Безопасности ООН посредством реформы организации. В частности, Страна восходящего солнца неоднократно предлагала поддержать ее в этом вопросе, но Кыргызстан и остальные центральноазиатские государства этого делать не стали.
Трудно судить о других развивающихся странах, но, к примеру, Кыргызстан за 30 лет получил от Японии по линии ОПР примерно 700 миллионов долларов. Для сравнения: с 1991-го по 2018 год Россия выделила КР по аналогичной программе порядка 1,045 миллиарда. Статистика — вещь упрямая.
Для Кыргызстана 2023 год стал годом активной внешней политики, в рамках которой президент Жапаров предстал в качестве главного дипломата страны. По всей видимости, с подачи его администрации во внешней политике сейчас превалируют идеи прагматизма. Бишкек не скрывает, что ему нужны деньги, и если удастся привлечь японские инвестиции, это упрочит двусторонние отношения.
Подписание соглашений, в числе которых совместное заявление о дружбе и всеобъемлющем партнерстве, выражает, по словам японского премьер-министра Фумио Кисиды, желание "последовательно осуществлять сотрудничество". Не исключено, что этот визит придаст двусторонним отношениям новый импульс. МИД Японии представил чуть более подробные детали визита, отмечая "откровенный обмен мнениями о международной ситуации, в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе, на Украине и Ближнем Востоке, а также о подходах к содействию развития в этом регионе". Подчеркнуто, что главы двух государств сошлись во мнении "что действия, основанные на принципах международного права, необходимы для обеспечения мира и стабильности в международном сообществе".
2024 год будет ознаменован двадцатилетием диалога "Центральная Азия + Япония". Во время официального визита Жапарова лидеры стран договорились о совместной работе по подготовке юбилейного саммита с целью "дальнейшего углубления сотрудничества в рамках диалога". Следует признать, что этот формат отношений в 2004 году стал новшеством для региона: удалось усадить за стол переговоров глав всех пяти государств ЦА, что не всегда получалось в рамках других многосторонних площадок.
Какой будет платформа "Центральная Азия + Япония" в следующем году, предугадать трудно. Однако ясно, что предпосылок для "прорывных решений" у этого формата просто нет — география, равно как и внешнеполитические ориентиры стран Центральной Азии, не претерпели изменений. Проекты новых транспортных и энергетических путей все еще на стадии разработок, а надеяться, что ослабленная японская экономика сможет конкурировать в Евразии с КНР и Россией, просто глупо.
Наивно также полагать, что центральноазиатские республики этого не понимают и не видят настоящих целей Токио, которым движет отнюдь не альтруизм и забота о всеобщем благосостоянии. Без руководящей роли США, с которыми у Японии налажено глобальное взаимодействие, она и думать бы не стала об активной политике в Центральной Азии. Япония просто вынуждена обещать инвестиции, активное участие в энергетических проектах в рамках инициатив с красивыми названиями, но можно ли верить этим словам? Еще свежа в памяти поколений японская инициатива в период Второй мировой войны, когда под заманчивым названием "Великая восточноазиатская сфера сопроцветания" реализовывался необычайно жестокий план эксплуатации народов Юго-Восточной Азии.
Очевидно, юбилейный саммит "Центральная Азия + Япония" может пройти в духе чайной церемонии — красиво и с учетом национальных традиций, оставляя при этом больше вопросов, чем ответов. В ЦА тоже любят пить чай, но у нас в этом процессе меньше условностей и тайных смыслов, зато больше теплоты и простого общения. При всех отличиях формального и неформального подходов в одном можно быть уверенным — в Центральной Азии за пиалой чая можно скорее обсудить вопросы, но не решить их. Для этого, собственно, и создавался форум "ЦА + Япония".