Почему система ЭТТН парализовала работу предпринимателей?
Подписаться
Президент Ассоциации производителей, поставщиков и дистрибьютеров Гульнара Ускенбаева рассказала об особенностях работы с системой ЭТТН и о том, почему она вызывает недовольство у работников торговли.
Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.
Почему система ЭТТН парализовала работу предпринимателей?
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Ускенбаева заявила, что в том виде, в котором ЭТТН (электронная товарно-транспортная накладная) внедряют в нашей стране, ее нет нигде в мире.
"При ввозе товара из других стран посредством инвойсов данные об импорте фиксируются таможенной службой, обрабатываются и в электронном формате поступают в налоговую. Теперь импортер должен данные об этом же товаре вбить вручную в систему ЭТТН, что будет считаться как ЭТТН-поступления, для чего ГНС создала систему виртуальных складов. Однако, прежде чем записать товар на склад, импортер должен знать относящийся к нему штрих-код. Но проблема в том, что не на все товары он есть", — добавила Ускенбаева.
По ее словам, штрих-код применяется для удобства работы с товаром, но не обязателен. Товарам его присуждает всемирная ассоциация предметной нумерации "GS1 Kyrgyzstan", и один штрих-код стоит 800 долларов. В этой связи в ГНС заявили, что будут присваивать бесплатно национальные коды. На сегодня в ЭТТН вбито пока всего 500 тысяч наименований товаров, и это капля в море.
"Когда поставщик получит все штрих-коды, он должен внести данные в свой виртуальный склад. Это делается вручную. Когда начинается отпуск товара магазинам или компаниям, нужно сформировать электронную товарно-транспортную накладную, через которую налоговики и увидят перемещение товаров с одних виртуальных складов на другие. При этом на сделку также создается электронный счет-фактура, информация из которого уходит в отдельную базу данных ГНС. И, наконец, поставщику еще надо оформить обычную накладную в соответствии с Гражданским кодексом, которая служит основанием для расчета между участниками этой сделки", — добавила она.
Ускенбаева подчеркнула, что, если торговля происходит одним видом товара, это легко. Однако торговля — это ассортимент. У крупных торговых компаний он включает сотни тысяч видов товаров, но у них есть ресурсы нанимать армию бухгалтеров, которые будут администрировать данные. Тогда как в небольших магазинах владелец одновременно и продавец, и бухгалтер, и завскладом.
"Торговцы на рынках в основном пользуются мобильными телефонами. Но в мобильной версии налогового кабинета ЭТТН-системы со складом нет. В итоге ежедневное техническое внесение данных в систему о совершенных продажах превращается в издевательство. Через неудобное окно поиска торговцу нужно отыскать все наименования его товаров со штрих-кодами, чтобы в конце дня указать в своем виртуальном складе сколько килограммов сахара, муки и макарон он продал", — заключила Ускенбаева