Пандемия коронавируса не стала препятствием для молодежи постсоветских стран во время поступления в университеты России. По словам Евгения Примакова, абитуриенту "достаточно войти в интернет, зайти на сайт Study In Russia, зарегистрироваться и подать нужные документы".
"Так как заявку на обучение иностранцы подают через сайт, пандемия им не грозит, — говорит Примаков, однако добавляет: полностью от очных экзаменов отказаться не получается. — Мы понимаем, что в некоторых странах не во всех регионах есть интернет. Существуют и творческие специальности, где без очного присутствия не обойтись".
Несмотря на оперативную адаптацию Россотрудничества к условиям пандемии, в организацию все же поступало много жалоб, не связанных напрямую с агентством.
"В прошлом году из-за закрытых границ ребята сдали экзамены, поступили на первый курс, но не все смогли приехать и были очень огорчены. Естественно, мы плотно работали с Минобрнауки, чтобы разрешили въезд", — объяснил руководитель ведомства.
Россия остается с Центральной Азией
Россотрудничество постепенно меняет формат работы. Главная причина перемен — качественный рост российского образования, считает Евгений Примаков.
"Мы ругали систему нашего образования в 1990-х годах, но многое было поправлено, — говорит он. — Сейчас наша система образования хорошая. Об этом говорит тот факт, что есть спрос не только на русский язык, но и на другие предметы. Мы как страна совершаем интересный переход от того, что нам нужно было отправлять только учителей-русистов, учебники именно русского языка, на отправку еще и учителей-предметников".
В связи с такой ситуацией у Россотрудничества нет задачи только преподавать русский язык в Узбекистане, подчеркивает Примаков. Аналогично проходит и сотрудничество с программой Министерства просвещения РФ по отправке российских учителей в школы Таджикистана.
"Они отлично ведут эту историю, не надо им мешать, — рассуждает Примаков. — Мы просто помогаем организовать работу. У Минпросвещения есть планы построить школы в Таджикистане. Нам в первую очередь интересно, чтобы иностранные студенты получили образование в России, вернулись домой и помогали экономике и науке своей страны. Конечно, нам было бы выгодно, если бы самые умные остались здесь, но основная задача Россотрудничества — усилить эти страны".
О работе на Южном Кавказе
Россотрудничество обсуждает с властями Азербайджана открытие центра в городе Гяндже. Однако когда произойдет данное событие, сказать трудно, уточняет Примаков.
"Если бы мы были неправительственной организацией, нам было бы легче. Но мы всегда базируемся на межправительственном соглашении, мы структура, подведомственная МИД. Мы же не можем открыть "посольство", где захотим", — говорит он.
Кооперация с местными сообществами — одна из сильных сторон агентства, полагает его глава и приводит пример: основным языком сайта и страниц ведомства в соцсетях является русский. Однако вся информация после публикации тут же переводится на официальные языки стран, где действуют филиалы.
"В Ереване много новостей на странице Россотрудничества выходит на армянском, и это правильно, — отмечает руководитель агентства. — Так и должно быть. Ведь наша аудитория — это не только люди, которые говорят по-русски, но и просто ребята, которые интересуются Россией".
Куда сложнее обстоит ситуация с Грузией, так как у нее нет дипломатических отношений с РФ. "Непонятно, с кем вести переговоры, — объясняет Евгений Примаков. — Любое движение вызывает болезненную реакцию, даже если речи о политике не идет. Есть адекватное молчаливое большинство, которое хочет развивать культурные и научные связи, есть несколько школ и НПО, которым мы помогаем книгами. Но напрямую вести переговоры мы не можем".
Нужен язык действий
С одной стороны, агентство и само допустило несколько упущений, заявляет руководитель. "Это наша увлеченность старыми форматами. Нужно пытаться найти способы коммуникации, которые сложно запретить — сайты, Telegram-каналы".
Важно также, чтобы агентство могло предоставить иностранным абитуриентам покрытие расходов на проезд и медицинскую страховку, уверен глава Россотрудничества.
"Мы хотим преобразовать всю систему. Сейчас наши соотечественники и иностранцы получают право бесплатно учиться (в вузах РФ. — Ред.). И мы видим, как работают коллеги за рубежом — дают стипендии, которые покрывают и дорогу, и общежитие, и питание. И здесь мы проигрываем, есть семьи, которые не могут себе все это позволить. Получается, едет к нам талантливый парень — потенциально хороший айтишник или физик, а у него простой выбор — учиться и голодать или содержать себя, и он идет в таксисты", — отмечает Евгений Примаков.
Он подытожил, что система перестраивается на невербальный язык — язык действий.