Научный и технологический уровень российского судостроения позволяет нестандартно подходить к конструкторским решениям. Патрульный "Страж" с функциями надводного корабля и субмарины способен удивить специалистов из разных стран. Новинка будет экспортироваться под названием BOSS (Border and Offshore Submersible Sentry).
Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" представило проект погружаемого патрульного корабля "Страж", сочетающего достоинства субмарины и надводного корабля. Относительно небольшие цена и размеры, выдающиеся технические характеристики, традиционно высокая надежность, возможность размещения на борту широкого спектра ракетно-торпедного вооружения (или научного оборудования) делает BOSS привлекательным для многих стран с небольшим оборонным бюджетом.
КБ "Рубин" — один из мировых лидеров в проектировании субмарин и ведущее в России конструкторское бюро подводного кораблестроения со 120-летним опытом создания подводных кораблей и аппаратов разного класса (включая гражданскую технику).
Вероятными целями нового патрульного "наутилуса" в подводном и надводном положениях могут стать боевые корабли и береговые объекты высокотехнологичного противника, а также менее оснащенные пираты, контрабандисты, браконьеры. Корабль может эффективно использоваться и в качестве разведывательного или научно-исследовательского.
Головная боль НАТО
Для понимания спектра возможностей и задач нового корабля необходимо вернуться к проекту 613 (по классификации НАТО — Whiskey). Субмарина с простотой и надежностью винтовки-трехлинейки имела водоизмещение 1 347 тонн, длину 76 метров, ширину 6,6 метра и могла двигаться со скоростью до 18,5 узла, на глубинах до 200 метров. Максимальная дальность в надводном положении — 8 500 миль (более 15 тысяч километров). Основное вооружение: шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра (четыре носовых и два кормовых), причем торпеды могли оснащаться и ядерными боевыми частями (боекомплект — 12 торпед или 22 мины). Автономность — 30 суток, экипаж — 52 человека.
Проект 613 разрабатывался как торпедный, и все же отдельно было построено шесть модифицированных субмарин с ракетным вооружением за ограждением рубки — в двух прочных контейнерах находились крылатые ракеты П-5 дальностью около 300 километров для стрельбы из надводного положения по береговым целям.
Многоцелевые подводные лодки проекта 613 массово поставлялись за рубеж (около 40 единиц) — военно-морским силам Болгарии, Кубы, Индонезии, Египта, Сирии, КНДР, Польши. Китаю передали техническую документацию, и более 20 субмарин было построено на заводах в Шанхае и Ханькоу.
Разумеется, новый погружной патрульный корабль унаследовал главные качества проекта 613: прочность, надежность и эффективность. В остальном BOSS — высокотехнологичное детище XXI века, с качественно новыми, более могущественными вооружением, средствами связи, навигации и гидроакустики.
Потенциал
Классическое боевое патрулирование на море — это длительное маневрирование надводных кораблей и подводных лодок в заданном районе, в постоянной готовности к выходу на боевые позиции и нанесению ударов по кораблям или наземным объектам противника. Имеется дипломатическое выражение "демонстрация флага", но сути происходящего это не меняет, патрульный корабль вдали от родных берегов всегда выполняет боевую задачу в постоянной готовности к ракетному, артиллерийскому или торпедному удару. Именно поэтому Россия жестко реагирует на появление американских эсминцев вблизи своих берегов в Черном, Беринговом или Японском морях.
Боевое патрулирование в подводном положении позволяет скрытно наблюдать за противником, нарушителями границы или контрабандистами, обеспечивает внезапность удара или реагирования на угрозы. На глубине проще оторваться от превосходящих сил противника, и там никакой шторм не страшен. Надводные характеристики — бонус для экипажа, который может в походе дышать свежим морским воздухом, а не продуктом регенерации (как на классических подводных лодках). Возможности научного изучения шельфа у ныряющего патрульного корабля выше, чем у аналогичного надводного. Кроме того, BOSS может служить относительно недорогим учебным "классом" для подготовки экипажей и береговой инфраструктуры — с прицелом на развитие отдельными странами национальных подводных сил, приобретение опыта и "полноформатных" субмарин.