Sputnik, Никита Чикунов
Зачем странам СНГ договариваться о правилах торговли услугами, как изменится этот рынок и снизится ли стоимость услуг после подписания соглашения — об этом эксклюзивно для Sputnik рассказал заместитель начальника отдела стратегии экономического развития Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко.
— Почему важна торговля услугами?
— Чтобы понять важность услуг в современной экономике, достаточно знать, что на их долю в валовом продукте разных стран приходится порядка двух третей ВВП. В США — 83 процента, в Китае — 54, в России — примерно 62.
Но торговля услугами очень тонкая вещь хотя бы потому, что никто не может дать точного определения, что такое услуги. Возникает естественный вопрос: как можно договариваться о том, чего нельзя определить?
Первыми с этим вопросом столкнулись авторы Генерального соглашения о торговле услугами ВТО ГАТС (вступило в силу в январе 1995 года. — Ред.). Они нашли очень остроумный и правильный выход: не очень понятно, что такое услуга, но есть четыре способа поставки услуг.
Второй — потребитель услуги выезжает за границу для ее получения: это туризм, лечение, обучение. Такие услуги хорошо фиксируются международной статистикой торговли.
Третий — юридические лица приходят в другую страну и начинают там работать. Тогда они становятся налоговыми резидентами и выпадают из статистики международной торговли.
И, наконец, четвертый — приход в другую страну физических лиц для оказания услуг: начиная от высококвалифицированных специалистов и заканчивая дорожными рабочими. Эти люди тоже платят налоги и учитываются в статистике внутренней торговли, а не международной.
— Как сегодня регулируется торговля услугами в СНГ?
— Общего акта, который бы регулировал торговлю услугами на пространстве СНГ, сейчас нет. Есть Договор о ЕАЭС, отдельный раздел которого определяет порядок торговли услугами между странами —членами ЕАЭС (Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией). Также есть ГАТС ВТО, которое распространяется на страны Содружества, вступившие в эту организацию (в настоящее время их семь). Вот такая база существует на сегодня.
— Все ли страны СНГ участвуют в переговорах о соглашении?
— О чем говорится в проекте соглашения?
— Предварительное название документа звучит так: "О свободной торговле услугами, об учреждении и инвестиционной деятельности компаний". Оно охватывает несколько направлений.
Первое — это максимально возможная на сегодня либерализация торговли услугами. Второе — определение порядка работы компаний СНГ на рынках других стран Содружества и защиты инвестиций. Третий момент — разработка процедур урегулирования споров.
Есть общая договоренность: стороны фиксируют существующие в национальных законодательствах ограничения по торговле услугами и обязуются никогда их больше друг для друга не ужесточать. Иными словами, заморозить. Затем страны — участницы соглашения начнут постепенно убирать эти ограничения. Общий смысл таков: не хуже, чем сегодня, а потом только лучше.
— Какие есть трудности и когда будет подписано соглашение?
Договариваться довольно сложно. Страны СНГ, которые участвуют в переговорах, но не входят в ЕАЭС, хотят, чтобы степень открытия рынка услуг была схожей с "евразийской". Но для того, чтобы ее получить, они должны присоединиться к союзу. Другие страны СНГ, присоединившись к ВТО, весьма значительно открыли свой рынок услуг для ее членов. Поэтому необходимо найти устраивающий всех компромисс.
— Чему в соглашении будет уделено особое внимание?
— Чуть больше внимания в документе уделяется финансовым услугам (банковские, страховые, услуги, связанные с ценными бумагами), поскольку они действительно "кровь экономики". Аспектам регулирования финансовых услуг посвящено и специальное приложение. Еще одна сфера — телекоммуникационные услуги.
— Что изменит соглашение?
— Мы уверены, что после вступления соглашения в силу возрастет число компаний, действующих в сфере услуг, которые учредят дочерние фирмы в странах СНГ. Потребители получат доступ к дополнительным формам и видам услуг совершенно нового качества. Вырастут объемы трансграничной торговли услугами. Есть все основания полагать, что нынешний показатель доли услуг во взаимной торговле между странами СНГ (18,9 процента в 2019 году. — Ред.) увеличится до среднемировых значений (около 25 процентов. — Ред.).
Мы не исключаем, что в конечном счете цены на услуги в странах СНГ станут ниже. Если, условно говоря, на рынке Таджикистана услуги нотариата оказывали только таджикские нотариусы — это одна картина. Когда в эту страну смогут прийти заинтересованные нотариусы из всех стран СНГ — это совсем другое. В таком случае ужесточение конкуренции приведет к тому, что сами услуги станут дешевле.
— Отстает ли СНГ от ЕС в сфере регулирования торговли услуг?
— ЕС — это совершенно другая форма интеграции, СНГ — это зона свободной торговли. Мы договариваемся только о том, как ведем себя друг с другом. Но каждая страна самостоятельно решает, как она ведет себя по отношению к третьим государствам. Если брать другие региональные соглашения о зонах свободной торговли, то наше соглашение будет на весьма приличном уровне. ЕС — это более высокая степень интеграции, это общий рынок.
— Когда будет подписано соглашение?
— Надеюсь, в этом году мы выйдем на окончательный текст, работа над которым ведется с 2012-го. Если соглашение подпишут в нынешнем году, то оно будет ратифицировано в 2022-2023-м.