00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Максимальный репост
16:04
45 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:00
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
4 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
4 мин
Ачык кеп
ВИЧ менен ооругандардын арасында жаңы төрөлгөн баладан карыяларга чейин бар
23:04
44 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкРаботник АЗС заправляет автомобиль
Работник АЗС заправляет автомобиль - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Подписаться
Счетная палата РФ предупредила о риске возникновения топливного кризиса и резкого подорожания топлива на заправках в стране. Последствия могут в той или иной степени затронуть и потребителей в странах ЕАЭС, предостерегают эксперты.

Никита Чикунов

17 марта Счетная палата (СП) России опубликовала годовой отчет, в котором говорится о рисках повторения кризиса 2018-го на топливном рынке. В документе подчеркивается, что на фоне роста мировых цен на топливо могут значительно подорожать бензин и солярка на АЗС — как следствие, вырастет социальная напряженность в стране.

По данным Росстата, за минувшую неделю (с 8 по 14 марта) средние цены на бензин в РФ выросли на 10 копеек и составили 47,19 рубля за литр. Бензин Аи-92 подорожал на 13 копеек (44,51 рубля), Аи-95 — на девять (48,12). При этом рост цен зафиксирован в 60 регионах.

Быстрый рост стоимости топлива в России из-за повышения мировых цен на нефть наблюдался весной 2018 года (Аи-92 подорожал на 9 процентов, Аи-95 — на 8,5). Тогда правительству пришлось экстренно вмешаться в ситуацию.

Задержание незаконно перевозивших ГСМ грузовиков - Sputnik Кыргызстан, 1920, 03.03.2021
Как из Кыргызстана незаконно вывозили ГСМ — ГКНБ опубликовал снимки
Было решено снизить акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла вместо их запланированного повышения. В ответ нефтяные компании пообещали увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Помимо этого, правительство получило возможность вводить заградительную пошлину на нефтепродукты в случае необходимости. В результате розничные цены замерли и затем начали снижаться.

Повторение такого сценария в России, о возможности чего сегодня предупреждает СП, создает риски для остальных стран Евразийского экономического союза, отмечают опрошенные Sputnik экономисты. Особенно это касается государств, не перерабатывающих нефть самостоятельно и зависящих от российских поставок.

Беларусь в стороне

В марте стоимость бензина в Беларуси менялась каждую неделю, подрастая на одну копейку. По состоянию на 19 марта литр Аи-92 в среднем стоит 1,78 белорусских рубля (50,52 российских), Аи-95 — 1,88 белорусских рубля (53,35 российских).

Заправка бензином автомобиля на АЗС. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 05.03.2021
Перестанет ли дорожать бензин после запрета на вывоз из КР — обзор
Еженедельное повышение стоимости топлива для конечных потребителей, пускай и незначительное, связано с двумя факторами, говорит эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Первый — это общемировое повышение цен на нефть, второй — увеличение издержек при переработке топлива.

По словам специалиста, страны ЕАЭС, перерабатывающие нефть на собственных НПЗ, зависят от мировой стоимости этого сырья. По данной причине Беларусь находится в той же динамике, что и Россия.

"Говорить о какой-то прямой зависимости цен на топливо в Беларуси от его стоимости в России я бы не стал. Мы полностью обеспечиваем себя моторным топливом и не импортируем его из России. Мы закупаем сырую нефть, перерабатываем ее и полностью покрываем потребности внутреннего рынка. Никакого влияния на наш рынок топливный кризис в России, если он произойдет, не окажет", — заверил Авдонин.

С другой стороны, если правительство РФ решит ввести заградительную пошлину для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, Минск может столкнуться с определенными проблемами, добавил ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Сейчас бензин в республике вырабатывается на двух заводах. Это рентабельно, поскольку нефть из России идет в Беларусь со скидкой, ведь российские компании не платят экспортную пошлину. Самая большая интрига в том, введет ли Москва в условиях кризиса ограничения на экспортные операции и в каких объемах. Если да, топливо для белорусских потребителей подорожает", — подчеркнул он.

Казахстан опасается дефицита

Стоимость топлива в Казахстане традиционно ниже, чем в России. К началу марта бензин Аи-92 стоил в среднем 157 тенге (27,65 рубля), Аи-95 — 164 тенге (28,88 рубля).

Существенная разница в ценах на российском и казахстанском рынках приводит к тому, что многие автомобилисты из приграничных регионов РФ предпочитают заправляться в РК, а некоторые и вовсе покупают бензин для последующей перепродажи по российским ценам.

В условиях топливного кризиса в России "серый" экспорт дешевого казахстанского бензина примет угрожающие масштабы и приведет к серьезному дефициту топлива внутри страны, прогнозирует казахстанский эксперт по нефтегазовому рынку Ерлан Жаукин.

"У нас уже наблюдается переток дешевого бензина в Россию. На заправках в Актюбинской области регистрировали случаи, когда на колонку заезжает дизельная фура и заливает в свои баки от двух до четырех тысяч литров бензина. За последние месяцы также фиксируем несвойственные объемы потребления топлива в Западно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областях. Признаки возникновения дефицита топлива постепенно проявляются", — сказал собеседник агентства.

Он добавил, что в 2018 году на фоне топливного кризиса в России правительство РК ограничило вывоз бензина. Не исключено, что такие меры могут быть приняты снова.

Люди на остановке в Бишкеке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 10.03.2021
Поднимутся ли тарифы на проезд из-за роста цен на ГСМ в КР? Ответ кабмина
Чтобы не остаться без топлива, Казахстан будет вынужден поднимать цены до уровня российских, заявил экономист Сергей Смирнов. Он напомнил, что летом 2018-го власти республики подняли акцизы на дизельное топливо в 17 раз.

"Наши цены на топливо традиционно следуют за российскими: в России они растут — и у нас тоже, чтобы уменьшить переток. В прошлом году стоимость литра Аи-92 составляла примерно 150 тенге, буквально недавно цена поднялась до 152, а сейчас — уже 157 тенге. Повышение цен в Казахстане вслед за российскими — это не один из возможных сценариев развития событий, это неизбежная реальность", — заключил он.

Кыргызстан в наибольшей опасности?

Резкий рост цен на российских АЗС угрожает Кыргызстану намного больше, чем соседнему Казахстану. После того как в начале 2021 года РК в одностороннем порядке прекратила экспорт нефтепродуктов в КР для наращивания объемов топлива на внутреннем рынке, Россия оказалась единственным поставщиком автомобильного бензина в республику.

По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, рост спроса на нефтепродукты в РФ перед началом полевых работ привел к повышению оптово-отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах на 67 процентов. В результате средняя стоимость Аи-92 в Бишкеке в марте выросла до 45,2 сома за литр (39,37 рубля), Аи-95 — до 46,5 сома (40,5 рубля). С января цены на горюче-смазочные материалы повысились на 14-16 процентов.

При этом производством нефтепродуктов, согласно данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане занимаются девять НПЗ. Однако сейчас эти заводы не могут обеспечить внутренние потребности страны в топливе, объяснил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов.

© Sputnik / Асель СыдыковаИсполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов
Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов
"Общая производственная мощность заводов составляет два миллиона тонн в год. Они могли бы полностью покрыть внутренний спрос (в 2018 году потребление нефтепродуктов составило 1,7 миллиона тонн. — Ред.). Но сейчас заводы простаивают, они не готовы работать. Одна из причин — слишком дорогое сырье. К тому же наши НПЗ выпускают топливо низкого качества", — отметил он.

Все эти факторы заставляют Кыргызстан с большим беспокойством наблюдать за повышением розничных цен на топливо в России, признался исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.

© Sputnik / Табылды КадырбековИсполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков
Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков
"Повышение цен в России повлечет за собой то же самое в Кыргызстане. Это нас сильно беспокоит, потому что практически все топливо мы получаем именно от российских поставщиков", — сказал он.

Топливный кризис в РФ однозначно будет иметь негативные последствия для жителей республики, заявил экс-советник премьер-министра КР Кубат Рахимов.

© Sputnik / Жоомарт УраимовЭкс-советник премьер-министра КР Кубат Рахимов
Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Экс-советник премьер-министра КР Кубат Рахимов
"Дорогое российское топливо сразу добавит нам пару процентных пунктов по инфляции и окажет влияние на курс валюты. Скорее всего, тогда сом и дальше будет девальвировать. Напомню также, что 95 процентов грузовых перевозок внутри Кыргызстана — это автомобильный транспорт, только пять процентов — железнодорожный и авиационный. Все затраты будут перекладываться на потребителей, следовательно, подорожают и товары — от одного до пяти процентов", — спрогнозировал экономист.

Впрочем, учитывая дружеские отношения между Россией и Кыргызстаном, власти двух стран могут заключить соглашения, которые застрахуют республику от дополнительного роста оптово-отпускных цен, полагает советник министра экономики КР Нургуль Акимова.

Армения ищет варианты

Схожее влияние рост цен на российском топливном рынке окажет и на Армению, поскольку более 60 процентов нефтепродуктов поступает в республику из России, заявил бывший генеральный директор ЗАО "Роснефть — Армения" Артур Аллавердян.

По его словам, даже небольшое повышение цен на топливо в России чувствительно. Так, в 2020 году цены на розничном рынке в Армении поднимались постепенно, а в последний месяц был зафиксирован скачок на 10 процентов, совпавший с подорожанием топлива в РФ.

"Цены на горюче-смазочные материалы в Армении традиционно высокие. Нефтепродукты идут к нам по сложному пути: с завода-производителя до портов Черного моря, затем до грузинских портов и через всю Грузию в Армению. Такая схема предполагает огромные затраты на транзит", — объяснил Аллавердян.

Эксперт признал, что существуют и альтернативные поставки, например, из Ирана. В случае повторения в России кризиса 2018 года доля иранских нефтепродуктов на армянском рынке возрастет.

"С завода-производителя в Иране нефтепродукты перевозят до Армении в автоцистернах без перевалки. Это в разы уменьшает затраты на логистику и конечную цену для потребителей. Любое потрясение на рынке нефтепродуктов РФ неминуемо приведет к вытеснению более дорогого российского ресурса иранским", — спрогнозировал он.

Напрасные опасения

Комментируя отчет Счетной палаты, в Министерстве энергетики РФ поспешили успокоить: предпосылок для топливного кризиса нет, а оптовые цены на бензин уже начали снижаться.

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкЗаместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин
Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин
"Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года в 2021-м. Благодаря принятым мерам наблюдается снижение оптовых цен на бензин. Производство бензина увеличено, товарные запасы растут, и с начала февраля они выросли уже более чем на треть", — заявил в интервью телеканалу "Россия 24" заместитель министра Павел Сорокин.

Опрошенные Sputnik эксперты разделяют позицию российского министерства. По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, доклад СП немного устарел.

© Sputnik / Нина Зотина / Перейти в фотобанкВедущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков
Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков
"Речь шла о том, что к новому году нефтяные компании не договорились с правительством о корректировке механизма демпфирующей надбавки (налоговый вычет для нефтяных компаний. — Ред.). Сейчас правительство пошло навстречу. С 1 мая выплаты из бюджета будут больше, а компании должны увеличить переработку, насытить рынок и сдерживать рост цен на розничном рынке", — сказал он.

С этим согласен и заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он подчеркнул, что доклад не был "приговором" российскому топливному рынку.

"Счетная палата просто обозначила существующие риски, о которых еще с 2018 года говорили и нефтяники. Существовали некоторые противоречия между Министерством финансов и компаниями. Минфин все-таки пошел на уступки. Я думаю, ситуация благополучно разрешится. Кризиса скорее всего не будет", — заявил эксперт.

Несмотря на это, определенное повышение цен может ждать страны ЕАЭС в 2025 году, когда в союзе будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов. Предполагается, что создание такого рынка приведет к отмене пошлин во взаимной торговле и унификации стандартов на нефть и топливо.

© Sputnik / Табылды КадырбековСоветник министра экономики КР Нургуль Акимова
Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.03.2021
Советник министра экономики КР Нургуль Акимова
"Одинаковые технические требования сопряжены с ростом средних цен. Если в странах ЕАЭС запретят производство бензина и дизеля низкого класса, цены на топливо вырастут. Чем выше качество, тем дороже ГСМ", — пояснила Нургуль Акимова.

При формировании общего рынка цены на топливо на всей территории союза будут "подтягиваться" к российским, не сомневается Сергей Смирнов. Он полагает, что к 2025 году произойдет постепенное выравнивание цен во всех странах ЕАЭС с ориентированием на российские.

Лента новостей
0