00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Максимальный репост
16:04
45 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:00
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
4 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
4 мин
Ачык кеп
ВИЧ менен ооругандардын арасында жаңы төрөлгөн баладан карыяларга чейин бар
23:04
44 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Как меняется соотношение сил между ЖК и президентом в проекте Конституции

© Sputnik / Акылбек БатырбековВид на территорию Жогорку Кенеша. Архивное фото
Вид на территорию Жогорку Кенеша. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Как меняется расклад сил между разными ветвями власти в Кыргызстане в предлагаемой редакции Основного закона, узнайте в материале Sputnik.

Проект новой редакции Конституции КР вынесли на общественное обсуждение. Он предлагает усилить полномочия президента и перераспределить полномочия между президентом, парламентом и исполнительной властью.

Sputnik Кыргызстан сравнил ключевые статьи предлагаемой и действующей редакций Основного закона и выяснил, как может измениться соотношение сил между Жогорку Кенешем и главой государства, если проект примут. Отметим, что в материале речь пойдет только о статьях, которые подверглись изменениям.

Кто главный в формировании кабмина

По действующей Конституции парламент определяет структуру и почти весь состав правительства (за исключением глав комитетов, ответственных за оборону и нацбезопасность). Депутаты утверждают программу работы кабмина, а также общегосударственные программы развития страны, тоже внесенные правительством. Народные избранники принимают решение о доверии или выражении недоверия кабинету министров.

Президент же подписывает либо отклоняет заявления членов кабмина в случае добровольной отставки, также он может уволить их по просьбе премьер-министра. Если депутаты выразили вотум недоверия правительству, президент имеет право принять отставку кабмина или не согласиться с депутатами. Однако, если через три месяца ЖК не передумает, президент отправляет правительство в отставку.

Кресло президента КР перед пресс-конференцией в государственной резиденции Ала-Арча. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Какие новые полномочия получит президент — сравнение Конституции и проекта
По собственной инициативе президент может отправить в отставку только глав органов, отвечающих за оборону и нацбезопасность, а также их замов.

И главное: в действующей Конституции, если премьер и члены правительства утверждены парламентом, а президент не подписывает указы о назначениях в течение трех дней, они автоматически считаются назначенными.

В предлагаемом проекте Конституции президент возглавляет исполнительную власть. Он назначает главу правительства, его заместителей, министров и глав госкомитетов с согласия парламента, а также принимает прошения и решения об их отставке. По собственной инициативе или по предложению Народного курултая президент увольняет министров и глав госкомитетов.

Кого еще сможет назначать президент, если проект примут

По новой редакции президент, а не премьер-министр, сможет назначать и увольнять глав иных органов исполнительной власти и глав местных госадминистраций. Он же "формирует администрацию президента". В действующей же редакции президент "определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя".

В предлагаемой версии Основного закона президент не только возглавляет, но и образует Совет безопасности, а также формирует Службу государственной охраны и Национальную гвардию. Последние две структуры не упомянуты в Конституции, СГО входит в состав ГКНБ.

Кто может вносить законы

Сейчас: право законодательной инициативы есть у 10 тысяч избирателей, депутата ЖК и правительства.

Предлагается: также наделить этим правом президента, заменить кабмин на главу правительства, а также предоставить возможность вносить законы Конституционному и Верховному судам, но только по вопросам их ведения. 

Кто назначает референдум

Сейчас: Закон о внесении изменений в Конституцию может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем. Изменения в положения ключевых разделов Основного закона могут приниматься парламентом по предложению большинства от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.

Заседание Жогорку Кенеша в госрезиденции Ала-Арча - Sputnik Кыргызстан
Два президентских срока по 5 лет предлагается проектом новой Конституции
Предлагается: внесение изменений и дополнений в настоящую Конституцию может быть принято референдумом, назначаемым президентом по инициативе большинства от общего числа депутатов ЖК. Изменения и дополнения в Основной закон могут приниматься парламентом по предложению президента, большинства от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.

Кто будет и. о. президента

Сейчас: если президент досрочно покинул пост, то его полномочия до избрания нового главы государства исполняет спикер Жогорку Кенеша. В случае невозможности такого варианта полномочия и. о. президента переходят к премьер-министру или лицу, которое исполняет его обязанности.

Та же статья обязывала избрать нового главу государства в течение трех месяцев и запрещала и. о. президента назначать досрочные парламентские выборы, отправлять кабмин в отставку и участвовать в досрочных выборах.

Предлагается: если президент досрочно покидает пост, то его полномочия переходят не спикеру ЖК, а главе правительства. В случае невозможности такого варианта обязанности президента будет исполнять торага.

Иначе говоря, глава кабмина и спикер поменялись местами в пользу первого, а пункт о сроках досрочных выборов и об ограничениях для и. о. президента исключили.

Отрешение президента от должности

Сейчас: президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора, по которому в действиях президента есть признаки преступления.

Предлагается: помимо заключения генпрокурора, для отрешения президента необходимо еще и заключение Конституционного суда, что соблюдался установленный порядок выдвижения обвинения.

Как долго могут работать президент и депутаты

Сейчас: президент избирается на один срок в шесть лет. Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых на пять лет по пропорциональной системе.

Предлагается: один и тот же человек сможет возглавлять Кыргызстан два срока по пять лет. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых на пять лет.

Законодательные нюансы

Сейчас: если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон одобрят в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов, такой закон подлежит подписанию президентом в течение 14 дней. Если глава государства не подпишет его в срок, то не позднее десяти дней он подписывается спикером ЖК.

Люди голосуют на избирательном в Бишкеке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Референдум по Конституции предлагают провести 10 января — законопроект
Предлагается: если при повторном рассмотрении закон, кроме конституционных законов, законов об изменении госграницы, одобрят в ранее принятой редакции большинство не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, такой закон подлежит подписанию президентом в течение 14 дней.

Конституционный закон, закон об изменении госграницы считается одобренным Жогорку Кенешем в ранее принятой редакции, если при повторном рассмотрении за него проголосовало не менее трех четвертых депутатов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Согласование действий с премьером

Отметим, что в предлагаемой редакции Конституции нет должности премьер-министра, вместо него — глава правительства. По новому проекту президенту больше не надо согласовывать с главой правительства подписание международных договоров и назначение глав диппредставительств КР.

Иные полномочия

Важный момент: по нынешнему варианту Основного закона как Жогорку Кенеш, так и президент исполняют "иные полномочия, предусмотренные Конституцией". В проекте предлагается расширить этот пункт до иных полномочий, предусмотренных не только Конституцией, но и законами КР.

Что еще из нового о президенте

Трибуна в государственной резиденции Ала-Арча в Бишкеке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Очень сильный президент — проект новой Конституции. Основные моменты
Глава государства обращается к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране (сейчас такого пункта нет). Он не просто олицетворяет единство народа и государственной власти, как указано в нынешней Конституции, но еще и является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности КР, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованную работу госорганов, их ответственность перед народом.

Какие "парламентские" статьи хотят исключить:

  • заместители спикера ЖК избираются в количестве и порядке, обеспечивающих их избрание из числа депутатов, входящих в состав парламентской оппозиции;
  • утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет необходимость подтверждения полномочий спикера большинством голосов от общего числа депутатов;
  • решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход;
  • председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка должны быть представители парламентской оппозиции;
  • решения ЖК оформляются постановлениями;
  • досрочные парламентские выборы должны быть проведены не позднее 45 дней со дня их назначения;
  • запрещается принимать конституционный закон, закон об изменении госграницы во время чрезвычайного и военного положения;
  • по результатам выборов партия может получить не более 65 депутатских мандатов;
  • депутат не связан императивным мандатом. Отзыв парламентария не допускается;
  • депутат ЖК может быть назначен на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях.
Лента новостей
0