Предложение уже внесено на рассмотрение парламента. Среди владельцев предприятий значатся депутаты, их друзья и близкие. Напрашивается вопрос: кто лоббирует это предложение правительства?
Sputnik Кыргызстан решил выяснить, кто стоит за данными частными предприятиями.
Согласно сведениям Комитета Жогорку Кенеша по экономической и фискальной политике, 25 компаний в промежутке между 1992-м и 2000 годами получали технические кредиты у Германии, Турции, России, Индии, Японии, Нидерландов, Азиатского банка развития и Всемирного банка. Все расчеты производились в иностранной валюте, по курсу на тот момент в переводе на сомы общая сумма кредитов составляет 553 миллиона 794 тысячи. При расчете по нынешнему курсу сумма равна уже 1 миллиарду 668,56 миллиона сомов. При этом выплачено только 30 процентов долга, остальное не было погашено вовремя. В итоге начислены проценты и пеня, и теперь предприятия обязаны платить в 4-5 раз больше.
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/07e5/0c/0d/1054959682_0:0:1280:4272_600x0_80_0_0_f37906eac08c77c6f73892c845e4667c.png)
На 1 января 2019 года долг шести государственных предприятий составлял 988 миллионов 796 тысяч сомов, а 19 частных — 1 миллиард 248,4 миллиона. Именно эти цифры фигурируют в проекте Министерства финансов, отправленном в парламентский комитет.
"Предприятия, использующие их, не смогли совладать с конкуренцией и не получили никакой выгоды. Из-за ежегодной девальвации сома финансовое положение субъектов, выплачивающих кредиты в иностранной валюте, из года в год ухудшалось. Так, если в 1998 году 1 доллар США стоил 19-29 сомов, в 2000-м — 48, то в 2018-м курс составил 68-69 сомов. Немецкая марка выросла с 7,65 сома до 22-23. В 2002 году дойчмарка была переведена в евро, и курс валюты в 2018-м составил 80,7 сома", — пишет Министерство финансов.
Из этого графика можно узнать, кто является руководителем предприятий и какие у них имеются долги.
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/07e5/0c/0d/1054959768_0:0:1280:1580_600x0_80_0_0_06936ce43b079cdd08ae97f3ce37235a.png)
Протащить проект пытались трижды
Депутат Жогорку Кенеша Эльвира Сурабалдиева оценивает предложение правительства как предательство интересов государства. По ее словам, пролоббировать проект пытаются как нынешние, так и бывшие парламентарии.
"В 90-х власть предержащие скупили госпредприятия за бесценок, то есть, по сути, "прихватизировали" их и почти 30 лет использовали, своевременно не выплачивая долги. Я не понимаю, почему их долги должны быть оплачены из государственного бюджета за счет налогоплательщиков, то есть народа", — заявила Сурабалдиева.
Она отметила, что если предприятие приватизировано, оно должно работать.
Она отметила, что ранее проект поступал в Комитет по экономической и фискальной политике ЖК, но там его не пропустили.
Кто заинтересован в списании долгов
В 2017 году депутат Иса Омуркулов на общем собрании парламента инициировал списание долгов транспортных предприятий, вошедших в этот проект. Но большинство депутатов выступили против, и инициатива не получила поддержки.
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/104180/76/1041807669_0:0:1128:595_600x0_80_0_0_b4f3fecd32e42702e6417ec8de427c6f.jpg)
В 2018 году такое же предложение внес министр финансов Адылбек Касымалиев, а премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев направил в Жогорку Кенеш постановление.
Затем проект изучала рабочая группа, состоящая из шести парламентариев. Она вынесла решение об исключении из списка предприятий "Максат" и "Ошоблтипография", но поддержала списание долгов остальным.
Члены рабочей группы:
— Дастан Бекешев, фракция СДПК;
— Искендер Гайыпкулов, фракция "Ата Мекен";
— Кубанычбек Нурматов, фракция "Кыргызстан";
— Абылкайыр Узакбаев, фракция "Онугуу — Прогресс";
— Дуйшен Торокулов, фракция "Бир Бол";
— Калдарбек Баймуратов, фракция "Республика — Ата-Журт".
Несомненно, вызывает интерес, кто из политиков имеет отношение к частным предприятиям, долги которых хотят списать. Среди владельцев некоторых объектов, стоящих на пороге банкротства, значатся депутаты ЖК и крупные бизнесмены.
Компания друга депутата Дастана Бекешева
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/102036/07/1020360758_0:0:4322:2879_600x0_80_0_0_12bfb2ea5a437095de0b56e1c9b6dafc.jpg)
Предприятие "Фармация", которой хотят списать долг в размере 118,39 миллиона сомов, принадлежит другу Дастана Бекешева — Тимуру Матыеву. Бекешев был председателем рабочей группы, анализировавшей проект. Они учились с Матыевым в университете и в 2015 году основали политическую партию "Ак-Ниет".
Руководитель госпредприятия "Кыргызфармация" Эркинбек Матыев в 1995 году приватизировал его и назвал "Фармация". Он был младшим братом отца Тимура Матыева и депутатом Жогорку Кенеша, но в 2000 году погиб в авиакатастрофе в Ат-Баши.
Кроме того, он является основателем травматологического и ортопедического центра "Эркин медикалс". Директор центра — руководитель горнолыжной базы "Каракол" Куванычбек Молдоусупов.
Предприятие "Экспофарм" он основал совместно с Нурисой Айтбаевой. Директором значится Нуриса Айтбаева.
Дастан Бекешев подтвердил Sputnik Кыргызстан, что основал с Тимуром Матыевым партию и тот является его другом.
"Скажу прямо, Тимур мой друг, но ведь предлагается списать долги не одной компании. Когда я спросил Тимура, почему он не платил, он ответил, что стал руководителем только в 2010 году и что старается вернуть долги. Сейчас все предприятия выставлены в залог, и им трудно работать. Я не вижу в этом коррупции, и мне безразлично, пройдет или не пройдет данный законопроект, так как у меня нет личной заинтересованности", — заявил депутат.
По словам Бекешева, он сомневается, что государство получит выгоду от того, что частные компании обанкротятся в случае несписания долгов.
"Они получали кредиты товаром за доллары, а когда курс вырос, не смогли их выплатить. Сейчас есть два пути. Во-первых, надо списать проценты и пеню и потребовать выплаты 50 процентов суммы. Во-вторых, их надо обанкротить. Но неизвестно, получит ли в таком случае государство выгоду", — сказал Бекешев.
Компания депутата Руслана Чойбекова
Когда депутата от фракции "Кыргызстан" Дамирбека Асылбек уулу арестовали в Алматы, его место в парламенте занял Руслан Чойбеков.
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/103880/91/1038809157_0:0:1128:595_600x0_80_0_0_d5807676f9e9f45542c086926b7a2e6c.jpg)
Камвольно-прядильная фабрика "Касиет", которая просит списать долг более чем на полмиллиарда сомов, принадлежит ему. Поэтому, когда он в апреле 2018 года получал мандат, то, согласно закону, передал должность директора Урмату Жолдошбекову, а сам остался в числе учредителей.
До этого учредителями компании были мать основателя фракции "Кыргызстан", крупного в стране бизнесмена и экс-депутата Шаршенбека Абдыкеримова, Ырысбубу Абдыкеримова, и Чолпон Исмаилова.
Известно, что Урмат Жолдошбеков является еще и одним из учредителей компании под названием "ВиАйПи Кейджи"
Партнер экс-депутата, главы Нацэнергохолдинга Айтмамата Назарова
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/104442/92/1044429289_0:0:3875:2048_600x0_80_0_0_0c4442f48a33e900fbb9f74da4770976.jpg)
Директор предприятия "Манас" Нурлан Казакбаев, который не может расплатиться с долгом в 5 миллионов сомов, тоже крупный бизнесмен — он владеет строительной компанией "Кок-Арт инвест".
Также он является директором предприятия "Э.Р.К.-строй компани", которая производит строительные материалы.
В 2010 году он участвовал в парламентских выборах с партией "Республика", но получить мандат Казакбаеву тогда не удалось. Однако уже в 2012-м он стал депутатом Джалал-Абадского городского кенеша от СДПК.
Супруг Токтайым Уметалиевой
Директором предприятия "Транс-Союз-Азия", долг которого составляет 85,5 миллиона сомов, является Жунушбай Уметалиев — муж гражданской активистки Токтайым Уметалиевой. Эту компанию в 2004 году он получил от Григория Хорта. Кроме того, он основал с Ниязбеком Эрдоолатовым и зятем, певцом Максатом Бегалиевым, фирму "Бейкут", пост директора которой занимает Бегалиев.
Предприятия, имеющие дополнительную прибыль
Директор пассажирского автотранспортного предприятия "Токмок" Изат Исманкулов также владеет пассажирским предприятием "Инас". К тому же он один из учредителей компании "Ишенич", работающей в той же сфере.
Директор ОАО "Ак-Тилек" Дамир Абдукаримов владеет компанией Aqua Life Group, которая занимается оптовой куплей-продажей неспециализированных товаров.
Мнение министра финансов
Назначенная не так давно министр финансов Бактыгуль Жеенбаева отметила, что поддерживает государственные предприятия, но списание долгов частных компаний считает неправильным.
![Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК Долги в 2,2 млрд хотят простить ряду компаний — найдена связь фирм с депутатами ЖК - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/104478/18/1044781837_0:0:2400:1618_600x0_80_0_0_7e097eaf6e8563b87de3f3ddc7e1939d.jpg)
"Этот проект закона был подготовлен при предыдущем министре. Мы рассматриваем его заново. По-моему, его надо изменить, так как госорганы все равно не смогут выплатить долги. Но при этом, если досконально проверить частные предприятия, очевидно, что у них все-таки есть возможность выплаты. Сейчас мы советуемся с правительством, ко мне никто не обращался с просьбой защитить чьи-то личные интересы. Я считаю, что лучше не списывать долги таким образом, создавая прецедент", — подчеркнула Жеенбаева.
На что были потрачены кредиты?
Камвольно-прядильная фабрика "Касиет", сельскохозяйственный кооператив "Рот Фронт", предприятия "Мата", "Ошоблтипография", "Ак-Тилек" и "Достук" получили на свои кредиты из Индии, Германии и Японии технику и оборудование для развития.
Пассажирские транспортные предприятия "Ош", "Балыкчы" и "Токмок" совместно с "Транс-Союз-Азия", "Максат", "Баткен", "Кара-Суу автотранс", "Биримдик", "Жибек Жолу" и "Манас" (всего 11 компаний) закупили 28 автобусов марок Mitsubishi Maraton, Mercedes-Benz. Кредиты на это выделили Германия и Турция.
Все перечисленные предприятия частные.
На что тратили кредитные средства госпредприятия
Государственные предприятия получали кредиты следующим образом. Предприятие "Ошский автовокзал и автостанции" закупило один автобус. Позже оно было ликвидировано и сейчас именуется "Ош автовокзалы", являясь филиалом предприятия "Кыргыз автобекети" Министерства транспорта и дорог КР.
Каракольской муниципальной пассажирской транспортной автобазе было выдано четыре автобуса.
Минтрансу выдали кредит правительства Японии, Германии, Азиатский банк развития и Всемирный банк. На эти средства были закуплены асфальтоукладочная техника "Ремиксер", техника для строительства дорог, автобусы и различные запчасти.
Департамент водного хозяйства (нынешний Департамент водных ресурсов) получил от Всемирного банка и Японии кредит в виде техники. Это были транспортные средства, землеройная техника, запчасти и агрегаты силовых насосов.
Иссык-Кульская областная администрация в счет российского кредита закупила оборудование для строящегося в Караколе теплового котла и необходимые запчасти.