Найти профессионального тролля оказалось легко. Среди журналистов есть те, кто трудятся на невидимых фронтах фейсбучных войн: готовят "компроматы", заботятся о "правильном" общественном мнении и устраивают онлайн-травлю. Впрочем, о своем тайном, но весьма существенном заработке распространяться не принято.
— Как и почему вы стали заниматься троллингом?
Однажды знакомый пригласил меня на бесплатные курсы, которые проводили специалисты то ли из Украины, то ли из Беларуси. Тогда как раз отгремела Апрельская революция... На курсах не было ничего "криминального", нам просто рассказывали, что такое социальные сети и как ими пользоваться. Я впервые зарегистрировалась в Facebook.
— Чем тогда была эта социальная сеть для кыргызстанцев?
— Девять лет назад там "сидели" всего-то несколько тысяч соотечественников. Они были как одна большая семья. Происходящее в Facebook вызывало шок, старые идеалы рушились на глазах.
Приведу пример: как-то один наш профессор, очень уважаемый человек, написал на своей странице пост про политика. Его бывший студент в комментариях разбил аргументы профессора в пух и прах. Тот пытался парировать, но в обсуждение вступили друзья бывшего студента, и светилу науки не поздоровилось. Под конец кто-то даже послал его на три буквы... Уважаемые байкешки и эжешки долго не могли понять одну простую истину: в Facebook не имеют значения твои титулы и достижения, важно лишь то, что ты пишешь.
Есть и другой момент: зачастую люди, которые оскорбляют тебя в соцсети, пишут гадости и проклятия, никогда не скажут ничего подобного в лицо. Например, только там школьник может указывать академику, как ему жить. Социальные сети сформировали новую манеру общения.
Помню один случай: девушка выложила в Сеть красивую фотографию себя, любимой, на фоне ковра. Ей хотелось восхищения, комплиментов, но вместо этого какой-то шутник написал: "Девушка, вы не могли бы подвинуться, а то ковер не могу разглядеть". Шутку подхватили остальные: мол, да, какой красивый ковер, только девушка вид портит! Бедняжка не была к этому готова, она даже пыталась покончить с собой.
— Удалось ли вам заработать в Facebook?
— О да! Было время, когда всем компаниям срочно понадобились SMM-специалисты. Руководители не особо понимали, зачем это нужно, но охотно платили эсэмэмщикам, чтобы те занимались продвижением их фирм в интернете. Нас тогда было всего несколько человек.
Так продолжалось пару лет, а потом кыргызстанцы наконец-то поняли три вещи. Во-первых, делать такие посты могут все, и эта работа столько не стоит. Во-вторых, сами по себе, без расходов на рекламу, эти сообщения просто перестали работать. В-третьих, наиболее "жирных" клиентов перехватила пара-тройка крупных компаний.
— Как от постов с котятами и пожеланиями доброго утра бизнесмены перешли к фейсбучным войнам, чтобы бить по репутации конкурентов?
— Спрос рождает предложение. Представьте, что вы — политик и у вас есть крайне неприятный конкурент. Можно долго искать на него компромат, доказывать, что он подонок и негодяй, а можно устроить травлю в Сети.
Вы обращаетесь к людям, имеющим несколько раскрученных страниц и армию ботов — подставных аккаунтов, которые трудно отличить от реальных людей. И вот на какой-нибудь популярной страничке появляется пост, что политик Х ест младенцев. Потом можно добавить "доказательства": фотографии младенцев, "пропавших" рядом с домом Х; его денежные переводы педиатрам, которые давно замечены в продаже детей плотоядным политикам; снимок негодяя с залитым соусом ребенком. Все это реально сделать в фотошопе за пару часов.
Конечно, пример про младенцев несерьезный, но что мешает точно так же описать коррупционных схемы политика или многомиллионные хищения из бюджета? Это касается и компаний. Например, благодаря интернету можно обвинить любое кафе в том, что тамошние повара готовят из тухлого мяса, а какого-нибудь сотового оператора — в воровстве денег у абонентов.
— Но если политик Х на самом деле молодец, в кафе готовят из самых свежих продуктов, а сотовый оператор ни сома не украл, лжеца быстро разоблачат...
Кто рискнет выступить со своей правдой, если его тут же могут оскорбить и растоптать? Возможно, правда все-таки всплывет наружу, только произойдет это примерно в 120-м комментарии, но кто до него дочитает? Как в анекдоте: ложки нашлись, а осадок остался.
— Можно ли подать в суд на клеветников?
— А как вы найдете владельца страницы? Хорошо, допустим, она раскручена, и все знают, кто за этим стоит. Однако сегодня можно распространять фейки с совершенно "пустой" странички. Вы просто вкладываете в продвижение сотню долларов — и ваша публикация попадется на глаза каждому активному фейсбукчанину в Кыргызстане.
С троллями тоже не все просто. Как вы призовете к ответственности несуществующего человека? Кто на полном серьезе будет искать интернет-анонима?
— А кто на самом деле эти тролли?
— Те, кто умеют хорошо писать: журналисты, пиарщики. Многие занимаются этим помимо основной работы. Если обычный эсэмэмщик получает 100-300 долларов за ведение страницы, то опытный тролль за пару часов работы в день ежемесячно зарабатывает 400-500 долларов только у одного заказчика. Как видите, работа грязная, но платят хорошо.
Иногда крупные компании или политики просят медийных личностей опубликовать пост в свою поддержку. Многие соглашаются, ведь это легкий способ получить 100-200 долларов за пару абзацев текста. Это 10 минут работы, главное — текст утвердить.
— Неужели с этим ничего нельзя сделать?
Хорошо тем, кто создал много ботов лет пять назад и до сих пор ими пользуется. У меня всего десяток таких, и сегодня при большом количестве заказов этого явно не хватает.
Обязательно почитайте интервью с бывшей чиновницей. Она рассказала, как устроена госслужба "изнутри".