Китай находится на отрезке между двумя памятными датами, 4 мая и 4 июня. 4 июня — это внешнему миру более понятно и знакомо: 30 лет разгону демонстраций на площади Тяньаньмэнь в Пекине. 4 мая — это более давняя, зато замечательная история. И очень похожая на некоторые эпизоды истории российской, пишет обозреватель РИА Новости.
Первая мировая война — а речь о ней — кончилась, как известно, мирной конференцией в Версале в 1920-м. Китай участвовал в Первой мировой — не очень эффектно, в основном стройбатами, но участвовал, и на стороне победителей. Пекинские дипломаты были и на Версальской конференции. И их там, по сути, спросили: ребята, а вы вообще кто? Вы сначала разберитесь, сколько у вас сейчас, после развала империи (начался в 1911 году), правительств, и как они цапаются друг с другом. Вы там чего просите — чтобы Япония вернула вам часть Шаньдунского полуострова? Обойдетесь.
Вот это примерно китайским дипломатам тогда, 99 лет назад, и объяснили. Они отказались подписывать Версальский договор, но никого это не взволновало.
В Китай новости об этом дошли 2 мая 1919 года. Третьего мая начались митинги студентов и преподавателей Пекинского университета. Они стали массовыми 4 мая — и в тот день, как мы сейчас знаем, родился новый Китай, страна, желающая обновления, укрепления и возвращения в ряды уважаемых держав. Мечта эта, кстати, исполняется только сейчас.
"Движение 4 мая" длилось десятилетия и захватило миллионы человек. В нем были прозападные течения, но и Компартия Китая унаследовала множество идей от этого движения. О чем, в частности, говорил на днях в юбилейной речи нынешний глава государства Си Цзиньпин.
Для сегодняшних наследников Версальского мира тут получается история куда хуже, чем с Германией: в идейной основе буквально всех политических течений Китая на протяжении столетия было и остается унижение от Запада, урок того, что такое этот самый Запад. И Китай за это время стал одной из двух первых экономик мира и кандидатом в сверхдержавы.
Кстати, чем-то та история напоминает нам многие эпизоды диалога России и Запада уже 1990-х годов: в семью цивилизованных народов захотели? На равных? А вы вообще кто?
И конечно, сегодня, когда Китай начали пропагандистски атаковать так же, как Россию, на наших глазах выковывается идея того, как трактовать столетний юбилей "Движения 4 мая". А она в том, что Китай — страна, предавшая идеалы того самого движения, потому что тут рядом другой юбилей, Тяньаньмэня.
Китайская пропаганда с ее специфическими привычками до сих пор старается сделать вид, что все было давно и неправда. В конце концов, уже выросли несколько сотен миллионов молодых граждан, для которых 1989 год — не их личный опыт.
Но на Западе (с помощью китайских диссидентов) создали свою версию событий и продвигают ее до сих пор.
Так что перед нами, может, и два юбилея, но сводятся их уроки примерно к одному — к изучению классической и типичной реакции Запада на происходящее в Китае, да и вообще в любой стране, в западный блок не входящей.