Владимир Песня — лауреат многих международных и российских фотоконкурсов: World Press Photo, Sportfolio Festival, NPPA Best of Photojournalism, Nikon Photocontest… В СМИ он работает с 1996 года. А с 2011-го Владимир Песня — специальный фотокорреспондент РИА "Новости".
— Вы начинали работать в СМИ спортивным журналистом. Как получилось, что перешли в стан фотокорреспондентов?
Как-то в Москве проходили водно-моторные соревнования Формулы-1 для катеров. Все фотографы были заняты, и начальник предложил мне туда съездить. Коллеги протянули мне какую-то дежурную "мыльницу" со словами: "На вот, просто щелкнешь".
Однако я отказался "просто щелкать". Взял свой фотоаппарат, два объектива и пошел на задание. Неожиданно, но на страницах нашей газеты опубликовали аж пять фотографий с того соревнования. Моему счастью не было предела! Так я стал работать фотокорреспондентом.
— В одном из интервью вы сказали, что по снимкам фотографа можно понять, что он читает и какую музыку слушает. По каким признакам это можно вычислить?
— Технически фотографировать можно научить кого угодно. Однако, чтобы стать хорошим фотографом, необходимо быть развитым и думающим человеком.
Приведу пример. Как-то я освещал соревнования конькобежцев. Спортсмен упал на лед и стал подниматься: поза конькобежца абсолютно точно повторила статую "Дискобол". Если бы я не изучал античную историю и не знал, как выглядит древнегреческое изваяние, этого снимка не было бы. Получилось больше, чем просто спортивная фотография, — это была отсылка к культурному коду, античности и истории спорта Древней Греции.
Пономарев сделал из этого библейскую историю: у него есть отсылки к Нагорной проповеди и Ноеву ковчегу. Сразу видно, о чем человек думал, что он читал. Та серия фотографий оказалась лучшей и собрала множество призов на различных международных конкурсах и фестивалях.
— На мастер-классе вы говорили о фотографическом кризисе. Что вы подразумеваете под этим выражением?
— С каждым годом люди потребляют в тысячи раз больше информации, в том числе визуальной. Появляются миллиарды изображений, поэтому они очень быстро обесцениваются. Это кризис перепроизводства.
В эпоху, когда фотографировать так же естественно, как дышать, красивые снимки моментально забываются. На один такой кадр найдется десяток лучше. Поэтому необходимо подняться над потоком просто симпатичных фотографий. А вот фотоистории люди помнят.
— Как красиво снять спорт?
— Вообще, к примеру, серьезный футбольный матч никогда не снимает один фотограф. Как минимум пятеро: по углам и сверху. Однако обычно еще устанавливают камеры за воротами, занимают боковые места и управляют камерами-роботами.
На всех позициях можно сделать хорошие снимки: на боковых очень хорошо снимать голы. Если сидишь в углу, удобно снимать борьбу в штрафной площади, когда подается угловой и игроки сталкиваются лбами. Если это боковой угол возле скамейки — эмоции тренера.
— А есть четкая грань между фотокорреспондентом и фотохудожником?
— Конечно. Вроде бы и то, и другое — фотография, которая снимается одной и той же техникой. Однако внутренне это абсолютно разные вещи. Если фотохудожник сооружает свою реальность, то фотожурналист ее отражает. Если журналист будет режиссировать кадр, получится ложь. А фотоискусство не обязательно должно быть правдой.
— Фотокорреспонденты находятся в самой гуще событий, часто это может угрожать их жизни. У вас были подобные истории?
— Как-то во время выигрыша одной из футбольных команд фанаты от счастья выломали ворота и "растоптали" милицейское оцепление. Было немного не по себе, но в тот момент я увидел, как мои коллеги выносили молоденького милиционера, пострадавшего от ног фанатов. Я понял, что в этот момент нужно снимать. Переживания отошли на второй план, и я просто начал выполнять свою работу.
Обязательно посмотрите видео, в котором кыргызстанцы делились отзывами о мастер-классе Владимира Песни.