Сергей Маркедонов, эксперт Российского совета по международным делам — для Sputnik
Во-первых, Назарбаев оставался последним из когорты первых секретарей центральных комитетов (ЦК) коммунистических партий союзных республик, кто встал во главе новых постсоветских государств. И хотя он занимал этот пост уже в перестроечные 1989-1991 годы, когда роль КПСС неуклонно снижалась, сути дела эта формальность не меняет. Именно он возглавлял Казахскую ССР, которая под его руководством стала независимым национальным государством.
В разных вариациях лидер Казахстана озвучивал эту мысль и по другим поводам. Так, в июле 2011 года на животноводческом съезде в Алматы он заявил: "Впервые обозначив границы казахского государства, мы довели его до Организации Объединенных Наций". При желании из таких цитат можно было бы составить книгу. Но главное — это понимание политической логики президента Назарбаева, который считает себя основателем современного Казахстана, а не преемником образований средневекового периода. И он имеет на это полное право.
Высший класс политического мастерства
Заметим, что название Казахская Советская Социалистическая Республика было изменено на нынешнее название независимого государства Республика Казахстан только 10 декабря 1991 года, то есть через два дня после подписания Беловежских соглашений. Самого Назарбаева туда не пригласили, и его отношение к данному документу было весьма противоречивым. Примечательно также, что только 16 декабря 1991 года Казахстан — последним из всех республик СССР — провозгласил свою независимость, которую в числе первых признали Турция, США и КНР.
Однако, встав во главе независимого Казахстана, Назарбаев — один из последних защитников "обновленного Союза ССР" — последовательно и неуклонно продвигал интересы своей страны. Он был поборником евразийской интеграции. Не кто иной, как Назарбаев первым фактически предложил базовые определения этого процесса. Но защищал интеграцию он ровно до той красной линии, которая называлась "национальным суверенитетом".
Национальный проект на базе интеграции
В этом плане Назарбаев был более чем последователен. Так, после одностороннего провозглашения независимости бывшего сербского края Косово он назвал сепаратизм "чумой XXI века". Этот подход он был готов применять и в постсоветском контексте, хотя и без столь однозначной риторики.
В чем-то контуры национального проекта независимого Казахстана повторяли общие тенденции развития постсоветских республик. Основной закон страны провозглашал строительство новой государственности на "исконной казахской земле", а тема "борьбы с империей" стала одним из центральных сюжетов в "нормативной историографии" республики (то есть признанный государственный канон учебников по истории). Однако здесь присутствовали и присутствуют принципиальные отличия, позволяющие выделить Казахстан из общего ряда.
Три десятка лет на самом высоком уровне
Еще в 1991 году увидела свет книга казахстанского лидера "Без правых и левых". В своей политике он словно бы следовал тому говорящему заголовку. Между жесткой идеологической схемой и прагматикой выбирал второе.
Был ли он западником? Антизападником — точно нет. В 2010 году Казахстан стал первой из бывших республик СССР, которая получила председательство в ОБСЕ. И саммит этой организации прошел в Астане впервые после одиннадцатилетнего перерыва! США и Евросоюз не особо усердствовали в критике Назарбаева. Напротив, в разные годы даже вице-президент Дик Чейни и госсекретарь Хиллари Клинтон называли его "надежным партнером". Однако "западничество" Нурсултана Абишевича заканчивалось, как только речь заходила о правах человека именно в контексте вмешательства во внутренние дела.
Имея соседом Китай, трудно выступать в роли его соперника. И Назарбаев всячески подчеркивал дружбу с Поднебесной, особенно в экономической сфере, не забывая при этом об укреплении координации с Россией и союзниками по евразийским интеграционным проектам.
Три десятка лет во власти — значительный срок! Но эти годы не притупили политической интуиции лидера. Нурсултан Назарбаев решил сам уйти с высокого поста, показав, что никто, кроме него, не определяет его жизненный путь. Причем из лидеров стран Центральной Азии первым самостоятельно покинул свой пост именно он. Можно сказать, создал прецедент.
Вопросов уход Назарбаева поднимает много. Но, пожалуй, самый важный: будут ли его продолжатели достойными дела "отца-основателя" современного Казахстана?