Кыргызстан — страна, зажатая между Китаем и Казахстаном с, пожалуй, наиболее пророссийски настроенным населением во всей Средней Азии. Подчеркну: именно населением, а не только властями. Позиция властей зачастую объясняется прагматикой. Кыргызстан сохранил систему подготовки качественных, образованных кадров, республика — член ЕАЭС.
Но Бишкек пока так и не смог решить главную проблему — создание и поддержание эффективной национальной экономики, способной обеспечить достаточный (соответствующий высокому уровню квалификации местных кадров) уровень жизни, остановить отток населения на заработки (преимущественно в Россию) и вывести страну на устойчивую траекторию развития. Между тем главной целью вступления Кыргызстана в ЕАЭС было именно это.
Стратегическое партнерство, опирающееся исключительно на интересы обеспечения безопасности, не может быть устойчивым. Необходимую глубину оно обретает только в рамках полноценной экономической интеграции, обеспечивающей развитие национальных экономик стран-партнеров.
Вспомним историю взаимоотношений России и Германии. При том, что страны принадлежат к конкурирующим военно-политическим объединениям, и при очень высоком градусе политического противостояния в ходе украинского кризиса общность экономических интересов (в частности, в вопросе обеспечения стратегической потребности ЕС в энергоносителях) приводит Москву и Берлин к единой позиции по принципиальному для Вашингтона вопросу передела энергетического рынка Евросоюза. В вопросе поставок газа США смогли сломать все страны ЕС, кроме Германии. Потому что без энергетического партнерства с Россией Берлин не может поддерживать свою гегемонию в Европейском союзе.
Таким образом, развитие кыргызской экономики является не только национальным приоритетом. С учетом потребности России надежно закрепиться в Центральной Азии, это также и российский приоритет.
Решение проблемы находится на пути интеграции КР в российские производственные цепочки. Как уже было сказано, Кыргызстан располагает достаточным запасом квалифицированных кадров и базой их подготовки. Переориентация российских компаний от привлечения этих кадров на работу в РФ к созданию (и/или расширению и развитию наличных) предприятий в Кыргызстане может оказаться выгодной не только с точки зрения реализации российской политической стратегии в регионе, но и с точки зрения получения банальной прибыли. Рабочая сила в КР достаточно дешевая, при этом членство страны в ЕАЭС создает условия работы, вполне сопоставимые с российскими. Кроме того, надо учитывать, что по своим политическим и финансовым возможностям крупные российские корпорации далеко превосходят местную государственную власть.
Международная политика, как и внешнеэкономическое сотрудничество — игра с ненулевой суммой. Выигрыш одного, равный проигрышу другого, здесь случается значительно реже, чем обоюдный выигрыш или проигрыш. Экономическая слабость Кыргызстана создает проблемы не только Бишкеку, но и Москве. Ресурсные затраты на обеспечение политического присутствия в регионе при отсутствии прочной экономической базы оказываются большими (к тому же безвозвратными), чем потенциальные (возвратные) вложения в развитие местной экономики.
В данном случае мы говорим только о поддающихся точному расчету финансово-экономических (и частично политических) бонусах. Но при этом необходимо иметь в виду, что скорость развития экономик стран ЕАЭС имеет еще и огромное моральное значение. Это иллюстрация успешности/провальности российских интеграционных проектов. В итоге этот непросчитываемый моральный фактор оказывает влияние на перспективы развития сотрудничества с другими странами в других регионах. А это в свою очередь конкретные финансово-экономические и политические приобретения или потери вполне материального характера.
С учетом встающих перед Россией геополитических перспектив эффективное взаимодействие государственной власти и корпоративного бизнеса по продвижению геополитических интересов страны (с извлечением прибыли) является насущной задачей. На сегодня эти механизмы не отработаны. Известны случаи, когда такое взаимодействие было достигнуто ("Газпром", "Роснефть") на основе необходимого баланса государственных и корпоративных интересов, но пока частные случаи не обращены в общую систему.
Кыргызстан достаточно интересен и перспективен в стратегическом политическом плане, достаточно близок и понятен ментально и культурно, чтобы стать, кроме прочего, еще и полигоном для отработки такого рода государственно-корпоративного взаимодействия различных российских структур по продвижению национальных интересов в разных регионах планеты, на основе взаимовыгодного взаимодействия с потенциальными региональными партнерами.