…В комнате нас трое: между мной и героем интервью сидит сурдопереводчик. Я не знаю языка глухих и могу лишь наблюдать за Талгатом, но одно мне ясно точно: душевных сил у этого человека предостаточно. Я решила написать его историю от первого лица.
Во Фрунзе было сложнее. Куда бы я ни обращался, в какие двери ни стучал, колледжи и техникумы меня не принимали. С трудоустройством тоже была беда, на все следовал ответ: "Ты же не слышишь, как я буду общаться с тобой?".
Когда учишься в школе и находишься под опекой учителей и воспитателей, у тебя нет особых проблем. Они начинаются сразу после выпуска. Хотя я учился 11 лет, получил не аттестат, а лишь свидетельство о неполном среднем образовании. Естественно, с этим документом меня не взяли ни в один вуз.
В советское время для людей с нарушением слуха действовали вечерние школы, по окончании которых выдавался аттестат. Мне не повезло: к моему выпуску учебное заведение закрыли. После школы мы оказались в вакууме: нигде не могли получить ни профессиональное, ни высшее образование.
Даже в ПТУ не поступишь: сурдопереводчиков-то нет. Кстати, эта проблема так и не решилась: в Кыргызстане мало таких специалистов, а на плановой основе государство их не готовит.
Через знакомых мне удалось получить работу на предприятии по обработке камней, где работали здоровые люди и бригада слабослышащих ребят. Большие физические нагрузки не могли не сказаться на здоровье: я заболел и уволился.
Жить всей семьей на одну зарплату было сложно, поэтому я подрабатывал ремонтом квартир. Помню, в Бишкеке открылись курсы компьютерной грамотности и графического дизайна для людей с нарушением слуха. Организаторы предусмотрели все условия, даже нашли сурдопереводчика! Я окончил эти курсы и устроился там же преподавателем, больше десяти лет обучал слабослышащих.
Потом проект закрылся, и я перешел в социальный центр, где по сей день преподаю графический дизайн и компьютерную грамотность ребятам с нарушением слуха.
У нас дружное сообщество. Глухие люди тесно общаются между собой с детского сада. Большинство одноклассников получили работу благодаря родственникам, которые либо брали ребят к себе в компанию, либо выступали переводчиками, когда человек с нарушением слуха постигал азы профессии.
Многие из нас хотели бы открыть свое дело, но далеко не всем хватает знаний. Например, один глухой человек решил запустить бизнес и открыл точку автосервиса. Вскоре туда нагрянула комиссия: владелец не платил налоги. А он и не был в курсе, что нужны какие-то отчисления. Так из-за финансовой неграмотности мужчина потерял бизнес.
У меня тоже было много идей по трудоустройству людей с нарушением слуха, а вот знаний не хватало. Я не понимал, как грамотно начать свое дело, какие нужны документы… Как только узнал, что Ассоциация социальных предпринимателей открывает набор в школу бизнес-проектирования, сразу подал заявку.
Я давно думал об открытии мастерской по ремонту сотовых телефонов. В школе социального предпринимательства моя идея полностью оформилась в бизнес-проект: теперь я понимаю, какие ресурсы и средства понадобятся, могу рассчитать рентабельность и точку безубыточности. Сейчас я занят анализом: вчера, например, обошел весь город, чтобы узнать цены и все, что касается будущего бизнеса.
У каждого глухого человека при себе есть гаджет. Даже небогатые ребята стремятся купить хороший телефон, потому что для людей с нарушением слуха это незаменимая вещь. Представьте, насколько упростилось наше общение! Мы можем общаться в чатах, отправлять фотографии, делать видеозвонки.
Я умею чинить сотовые телефоны, поэтому планирую сам обучить человека, чтобы потом взять его к себе на работу. В планах научиться ремонтировать компьютеры.
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Прочитайте еще историю кыргызстанца Улана Маматалиева, который тоже столкнулся с трудностями при поиске работы: о парне говорит весь Интернет.