Проходя мимо афиш с рекламой сольного концерта Талгата Аракеева, никто и не подумает, что он стал музыкантом по воле случая. Пианист мог остаться в Москве и собирать полные залы слушателей, но решил вернуться на родину.
— Расскажите о своей семье.
— Музыкантов у меня в роду не было: я родился в семье художников. Мама сейчас шьет одежду на заказ, а брат — ювелир.
В музыкальной школе я оказался совершенно случайно. Соседи с третьего этажа переезжали и попросили меня помочь перенести пианино. Это была любовь с первого взгляда! Все семь дней, остававшихся до отъезда, я просился к ним в гости, чтобы хоть немного поиграть.
Когда пошел в музыкальную школу, мне было уже 12. Сами понимаете, для пианиста это очень поздно: я играл "Елочку" в хоре, где всем по пять-шесть лет. Психологически это было нелегко, к тому же я иногда получал по рукам крышкой инструмента. В первый год хотел все бросить, но потом меня перевели к другому педагогу, и он всерьез взялся за мое обучение.
— Многие мечтают поступить в престижный питерский вуз или московскую "Гнесинку". Как вам удалось и то, и другое?
Учился шесть лет, а потом вернулся в Кыргызстан, работал в музыкальном училище. Однажды к нам приехал с мастер-классом профессор Московской консерватории, народный артист РФ Владимир Овчинников. Во время творческой встречи он советовал попробовать поступить на ассистентуру-стажировку (аналог аспирантуры у музыкантов).
Так я оказался в очереди поступающих в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Вступительные экзамены проводятся летом, я начал готовиться к ним за несколько месяцев, осенью, занимался 4-5 часов день. Конечно, трудно справиться с волнением, когда вокруг 20-30 человек, каждый из которых жаждет поступить, а выделено всего два-три бюджетных места. Кстати, стоимость контрактного обучения в РАМ — 250 тысяч рублей. К счастью, мне удалось поступить на бюджетное отделение.
— Жизнь студента в Санкт-Петербурге мне всегда казалась по-хорошему бесшабашной. А как было у вас?
— В общежитии мне поселиться не довелось: на вступительных экзаменах познакомился с музыковедом, у которой как раз была свободная комната. Первые три года было интересно все: отучишься и бежишь на концерт или в музей. Если в Бишкеке приезд музыканта мирового масштаба — редкое событие, то в Санкт-Петербурге это привычное дело. А к пятому курсу я устал от питерского климата — все-таки на родине больше солнца.
— С какими сложностями вы столкнулись во время учебы?
— Если скрипач может просто взять инструмент и тренироваться в коридоре, то нам, пианистам, приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть занять класс. В Москве вместе со мной училось много иностранных студентов, китайцы и корейцы приходили раньше всех. Представьте, учебное заведение открывается в шесть, а в пять утра они уже в очереди. Надо было договариваться: "Давай сегодня ты, а завтра я". Вечером то же самое.
Бывает, заходишь в класс, а там студент с шести утра сидит: одной рукой играет, в другой держит булку. В Бишкеке таких проблем нет: классы всегда свободны, можно приехать в любое время и заниматься сколько угодно.
— Как вы справлялись с волнением перед выступлениями?
— Моих питерских сокурсников можно назвать суеверными людьми. От них я узнал, что для пианиста важно не стричь ногти за день-два до выступления, а перед концертом лучше не мыть голову. Ну и как же без пятака в туфле перед экзаменом! Хотя сейчас все эти ритуалы не имеют для меня никакого значения.
— У вас наверняка были ситуации, когда на концерте все шло не по плану и приходилось выкручиваться…
— Форс-мажорных ситуаций во время моих выступлений не было, но другу однажды сильно не повезло. Есть такой предмет — камерный ансамбль: надо аккомпанировать другому инструменту по нотам, не зная материал наизусть. Понятно, что в это время кто-то должен переворачивать страницы, придумана даже специальная должность — перевертмейстер. Так вот, на выступлении моего друга этого человека не оказалось, и ему самому пришлось перелистывать ноты. В итоге он так резко перевернул страницу, что все свалилось.
— Можете назвать самого известного человека, перед которым вам приходилось выступать?
— В этом году я выступал перед представителями стран Шанхайской организации сотрудничества. Концерт был в огромном театре на пять тысяч мест.
— Чем зарабатывает музыкант, исполняющий классику?
— Выбирая эту профессию, все понимают, что она не самая высокооплачиваемая. Много зарабатывают только личности мирового масштаба, а большинство выпускников консерватории — просто энтузиасты.
— Почему вы решили вернуться на родину?
— У меня много планов: сольные выступления и концерты с Академическим симфоническим оркестром имени Асанхана Джумахматова. Я действительно хочу развивать классическую музыку в Кыргызстане.
Обязательно почитайте историю Азизбека Оморкулова: он тоже решил остаться на родине, отказавшись от работы за рубежом.