Эта компания начала работать в Бишкеке несколько месяцев назад. Представительские Mercedes-Benz G-класса перевозили жителей и гостей столицы чуть ли не бесплатно. Сегодня дорогих внедорожников-такси уже не видно, а в соцсетях то и дело появляются новые гневные посты. Кого-то из клиентов пытались обсчитать, кому-то попался водитель-хам, а кому-то — человек, абсолютно не знающий города… Владимир Исаев терпеливо выслушал все претензии и рассказал, как в компании устраняют недоработки.
— С какими проблемами вы столкнулись при запуске "Яндекс. Такси" в Бишкеке?
— Проблемы похожи во всех городах. Прежде чем запустить приложение где-либо, мы проводим глубокий анализ и выявляем возможные факторы риска. Первым делом обращаем внимание на популярность гаджетов в регионе. Главное — это карты, без них приложение неэффективно. Кроме того, изучаем рынок местных служб такси, их масштабы и качество услуг. Каждые три месяца мы приходим в новые города и страны. Совсем недавно компания начала работать в Ташкенте и Риге.
Мне не хочется делать акцент на проблемах, с которыми пришлось столкнуться в Кыргызстане. Наоборот, отмечу позитивные моменты: в Бишкеке нас приняли очень радушно, за короткий срок увеличилось число водителей и пассажиров. Такого мы не ожидали.
— Сколько средств вы потратили на запуск сервиса в Бишкеке и сколько уже смогли заработать?
Сейчас на рынке работают около тысячи таксистов, которые используют наше приложение. В среднем каждый ежедневно совершает от шести до десяти поездок. С каждой компания зарабатывает 4,5 процента.
— Что нужно сделать бишкекскому автомобилисту, чтобы устроиться в "Яндекс. Такси"?
— Мы не работаем с водителями напрямую, оформляем партнерство лишь с таксопарками и транспортными компаниями. Чтобы человек мог работать в нашем сервисе, он должен иметь трудовой договор с кем-то из них.
— Многие сталкивались с такой ситуацией: вызываешь "Яндекс. Такси", а приезжает водитель другой службы, услугами которой ты принципиально не пользуешься. Как быть?
— На этот случай в приложении есть "черный список", где можно исключить любую службу такси. Делать это надо при оформлении заказа — и проблем не возникнет.
Поймите, концепция "Яндекс. Такси" заключается в том, чтобы объединять действующие таксопарки, оптимизируя работу их водителей. После поездки нужно ставить автомобилисту отметку, чтобы приложение работало эффективнее. Только так можно отследить качество сервиса. Чем выше оценка водителя, тем больше спрос, и наоборот. Если водитель регулярно получает низкие оценки, его отключат от системы "Яндекс. Такси".
Этим принципом мы руководствуемся и в работе с компаниями. Уже были случаи расторжения договоров с теми, качество работы которых ниже допустимого минимума.
— Куда можно пожаловаться на водителей "Яндекс. Такси" в Бишкеке?
— Это мобильное приложение — значит, надо жаловаться через него. Там есть форма обратной связи, служба поддержки увидит ваше сообщение, и в течение 2-3 дней проблема будет решена.
Через несколько месяцев мы планируем открыть в Бишкеке центр "Яндекс-такси", где водителей будут обучать работе с приложением, клиентами и картами.
— Если во время поездки с водителем, который использует ваш сервис, произойдет какое-нибудь ЧП, кто будет отвечать?
— Стоимость посадки у вас фиксированная, но временами она повышается. Это сбои в системе или водители просто обманывают клиентов?
— Это рыночные отношения. Приведу простой пример: когда в городе идет дождь, спрос на услуги такси увеличивается в четыре раза. Пропорционально спросу растет цена, что мотивирует больше водителей выходить на работу. Выбор всегда за клиентом: он либо ждет, когда пройдет ажиотаж, либо отправляется по своим делам немедленно.
— Когда в Бишкеке бастовали маршруточники, многие водители таксомоторных служб сняли шашки и начали "бомбить", чтобы заработать больше. Вы принимали какие-то меры?
— Мы не запрещаем таксистам работать с другими компаниями. В условиях коллапса, будь это сильный дождь, забастовка или что-то еще, мы не можем запретить им работать на себя.
— В нашей стране планируют запретить праворульные авто. Что будете делать?
— Таксисты пересядут на машины с левым рулем, на нашу работу это никак не повлияет.
— Насколько я знаю, вы впервые приехали в Бишкек после запуска сервиса. Как добирались из аэропорта и на чем ездите по городу?
В аэропорт мы вызвали "свою" машину… Да, собственно, и все поездки по городу совершаем на "Яндекс. Такси". Я разговаривал с водителями, но, разумеется, не сообщал, где работаю. Они рассказывали, что их устраивает и не устраивает в работе. Общее впечатление от этих поездок могу описать так: меня не разочаровали.