Илья Кусакин начал карьеру менеджером по продажам, ночевал на работе на стульях, чтобы добиться больших успехов. Через полгода стал руководителем отдела продаж, потом директором, а через какое-то время — собственником компании. Наверное, поэтому больше пяти лет он работает корпоративным тренером компании Black Star и личным коучем ее акционеров.
— Расскажите о зрителях, которые пришли вас послушать в Бишкеке?
Люди все меньше смотрят телевизор, все меньше подвисают на бесполезных информационных каналах, все чаще стараются найти ценную информацию, которая поможет найти ответы на главные жизненные вопросы.
У вашей аудитории это очень чувствуется. Первый раз я был здесь четыре года назад и могу сказать, что за это время произошли серьезные изменения.
— Когда вы впервые приехали в Бишкек, какими были ваши впечатления?
— Опасная ситуация была: я летел рейсом кыргызстанских авиалиний и зарекся делать это в дальнейшем. Состояние самолета, поведение пассажиров на борту — все хромало, вдобавок ко всему была очень жесткая посадка.
"Кто-то приехал, что-то расскажет", — именно так пару лет назад аудитория относилась к тренингам. Слушатели не отличали одного спикера от другого, толком не слушали и не вникали в то, что говорили им тренеры.
Сейчас же видно, что в город приезжают разные люди, что зрители интересуются тренингами и идут на них не просто так.
— Что больше всего вам понравилось в бишкекской аудитории?
— У нас получился хороший диалог. Я не лектор, который много говорит, больше общаюсь с людьми. Я действующий директор компании Black Star, не умничаю на своих мероприятиях, не занимаюсь самолюбованием на сцене. Я из новой школы тренеров.
Зрители работают, смеются и учатся — это три составляющие, которые необходимы. Моя первая задача — чтобы они общались, задавали вопросы, получали удовольствие.
— Какие самые частые вопросы вам задавали?
— Перед тем как мы начали диалог, я попросил гостей трижды подумать, прежде чем задать вопрос. Я очень уважаю свое и чужое время, поэтому прошу не повторяться.
Был интересный вопрос — девушка спросила меня, что бы я написал себе 18-летнему.
— Что вы ответили?
— Действуй уверенно, не бойся. Анализируй причинно-следственные связи всех своих поступков, а также результаты.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает бизнесу Кыргызстана?
— Того, что должно появиться в ближайшие годы — профессиональных сообществ стоматологов, производственников, врачей — не важно. Это то, чем отличается Европа, там везде общины, где есть главы, проходят собрания.
В Кыргызстане нет института дальше института. В вузах преподают люди, чьи знания уже неактуальны. Очень важно, чтобы появились новые институты для действующих профессионалов.
Конечно, в такой ситуации приходится сложно и государству. Оно ведь не занимается проблемами бизнеса и не понимает, что с каждым годом кадры все слабее. Реальность такова, что студенты не хотят работать, они хотят отдыхать. Развлечения заполонили разум. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, но с другой — не прививается любовь к труду.
Очень мало внимания уделяется поощрению бизнеса. В большинстве стран бывшего СССР бизнес состоит из компаний чиновников, которые получают все быстро, а люди, не имеющие связей, никому не нужны. И "обрастание" такими связями становится целью бизнесмена. Но потом целью таких предпринимателей становится наполнение кармана. Пока такая ситуация имеет место, страна будет двигаться медленно.
— Многие слушатели пришли к вам за ответом, как заработать большие деньги и стать успешным и знаменитым.
— Вы можете продавать продукт, а можете продавать идею, которая изменит покупателя. Не надо ни с кем конкурировать, нужно сделать так, чтобы ваш коллега пришел и рассказал о новых фишках, которые сделают ваше дело еще круче и востребованнее. Если вы фитнес-тренер, сделайте так, чтобы в зал ходили не 3 процента людей, а 10. Тогда заработают все, и в несколько раз больше. Нужно работать с клиентами на уровне идеи, а не на принципе "купи-продай".
— Один из блоков вашей программы посвящен заработку в Сети. Что нужно для того, чтобы блог начал приносить деньги?
— У вас мало инфоповодов и ярких событий, поэтому проще переехать в ту же Москву. Людям становиться блогерами здесь нерентабельно.
С другой стороны, если будет что-то супероригинальное, это может захватить все русскоговорящее пространство; а если такой же уникальный контент будет на английском, то вообще весь мир покорите. Важно понять, что вы несете в своем блоге и кто ваша аудитория.
Вы должны удивлять, должно быть что-то интересное, жесткие повороты сюжета, разрыв шаблонов. Проанализируйте аккаунты 50 популярных блогеров и выпишите причины, по которым они стали востребованными.
— Кого из блогеров Кыргызстана вы знаете?
— Помню парня, которого показывали по Первому каналу, его публикацией делился Тимати.
— Это был Данияр Токтомамбетов. Какое впечатление на вас произвела молодежь Бишкека, что бы вы посоветовали ей?
— Я делаю ставку на внешний вид, в частности. На месте девочек я бы пошел учиться мейкапу — очень большая проблема с эстетикой восприятия. Нужно обратить внимание на красоту себя, на упаковку себя. Если человек хочет зарабатывать 5 тысяч долларов в месяц, ему нужно инвестировать в себя.
У большинства людей на первом месте семья, потом работа и только на третьем месте они сами. Это неверно — нужно, чтобы вы были первым для себя, ваше тело, разум, саморазвитие. Нужно менять отношение к себе, брать ответственность за состояние своего ума, здоровья.
— Что вы знали о Кыргызстане до приезда сюда и что вас приятно удивило?
— У вас развивается предпринимательство. Не бизнес чиновников, а именно дело молодых целеустремленных людей. Когда я был здесь впервые, все только начиналось, прогресс виден.
Мне важно, что больше становится людей, которые не боятся вкалывать, которые видят цель и идут к ней. И не важно, частные это предприниматели или офисные работники.
А еще у нас есть интервью с Индирой Темиркановой, которая, не имея ни сома, смогла заработать миллион. Почитайте, вдруг этот текст мотивирует вас на покорение новых вершин.