Австралиец Сохэил Хасни два-три раза в год приезжает в Кыргызстан. Его официальная должность — старший специалист по энергетике Азиатского банка развития. Он несколько лет пропагандирует идею массового производства электромобилей и даже сам собирал таковые вместе с друзьями. Если вам кажется, что кыргызстанцы начнут массово пользоваться электрокарами только через полвека, Хасни может убедить вас в обратном.
— Это довольно очевидно, но все равно расскажите, чем электромобиль отличается от обычного авто?
— Для бишкекчан электромобили не новинка, вы уже давно пользуетесь троллейбусами. Разница с современными электрокарами лишь в том, что последние не подсоединены к проводам. Устройство электромобиля очень простое — только мотор и аккумулятор. Вы даже сами можете собрать такую машину, это гораздо легче, чем кажется.
— В чем плюсы электромобиля?
— А какие минусы?
— Дороговизна. Абсолютно новая машина может стоить около 35 тысяч долларов, и почти половину этой суммы составляет стоимость двигателя. Но, по нашим прогнозам, цены будут падать, и примерно через три года стоимость обычного авто и электрокара сравняется.
Многие водители боятся застрять где-нибудь в глуши из-за того, что разрядился аккумулятор. Однако если возить с собой шнур для заряда, таких проблем не возникнет. Это как с телефоном: берете с собой зарядное устройство и можете зарядить батарею в любом кафе.
— Долго ли надо заряжать аккумулятор и на сколько его хватает?
— Возьмем, к примеру, автомобиль Nissan Leaf с мощностью аккумулятора 30 киловатт в час. Одной зарядки хватает на 250 километров. Это значит, что, если в день вы проезжаете 30 километров, полной батареи хватит на неделю. Если заряжать аккумулятор дома, потребуется около восьми часов.
— Но это же долго, если находишься в дороге…
— Надо строить станции для подзарядки. Это несложно: нужны лишь аккумуляторы, источник питания, ну и само здание. В качестве источника можно использовать солнечные батареи. Но для быстрой подзарядки на станции должны быть мощные аккумуляторы. К тому же надо создавать инфраструктуру в отдаленных регионах.
— Как думаете, когда кыргызстанцы начнут пересаживаться на электромобили?
— В таких странах, как ваша, передача новых технологий обычно занимает от пяти до семи лет. Но вообще мне кажется, что Кыргызстан может и должен стать мировым центром электромобилей: здесь много энергоресурсов, а электричество производят ГЭС.
— А мне кажется, что электромобиль — дорогое удовольствие для большинства наших сограждан.
— В Кыргызстане есть огромный потенциал для запуска производства по переделыванию традиционных авто в электромобили. Я хочу изыскать грантовые средства и начать пилотный проект по переделыванию пяти машин, чтобы люди своими глазами увидели, как работает электромобиль, пощупали его, изучили. Если проект окажется успешным, можно будет открыть производство.
— Вы пробовали собирать электромобиль?
— Да, мы с группой единомышленников на Филиппинах шесть лет назад собирали электрокары. Это легкий и не сильно затратный процесс — одна машина обходилась в пять тысяч долларов. Но мы делали трехколесные авто, а на четырехколесные, возможно, потребовалось бы больше денег. Кстати, о нас тогда писали многие мировые СМИ.
— Может ли прекратиться производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания?
— Сегодня только две страны поставили перед собой такую задачу — Индия и Китай. Они хотят с 2030 года перестать производить и продавать обычные авто. Шведский концерн Volvo заявил, что с 2020-го полностью перейдет на создание электромобилей. Крупные производители тоже двигаются в данном направлении.
С другой стороны, у Кыргызстана есть возможность предвидеть это и наладить производство по переделыванию традиционных машин в электрокары. Если удастся это сделать, возможно, ваша страна станет одной из тех, которые будут модернизировать обычные автомобили и поставлять их в соседние государства.