Эта сфера дает колоссальное количество рабочих мест: так, каждая 14-я трудоспособная кыргызстанка зарабатывает на жизнь благодаря швейной машине. В Бишкеке эта цифра еще выше: одна горожанка из шести занимается производством одежды.
Доходы от продажи за рубеж кофт, сарафанов, костюмов и даже корсетов исчисляется миллионами долларов. Одежду с лейблом "Made in KG" с удовольствием покупают и казахстанцы, и россияне, и белорусы.
Так, например, казахстанские мужчины за 7 месяцев купили себе одежды на 4,7 миллиона долларов. Тканевых мешков только россияне закупили на 1,7 миллиона. Белорусские женщины потратили на корсеты из КР более 154 тысяч в американской валюте.
Но это было в прошлом — сейчас заказчики не рискуют заказывать одежду из Кыргызстана. Новости о проблемах на кыргызско-казахской границе читают все, говорит директор кыргызстанского интернет-магазина Татьяна Сергиенко.
"Мы работаем на Россию и Казахстан. Сейчас они боятся заказывать, ведь мы не можем гарантировать, что товар придет в конкретный срок. В Кыргызстане мы работаем с разными компаниями: от маленьких цехов до огромных фабрик. Они все пока в растерянности: мы не понимаем, что происходит", — рассказала она.
"Мы попытались перевозить груз самолетом, но потерпели большие убытки: оказалось, что авиаперевозки раз в сорок дороже автомобильных. Так, "путешествуя" наземным путем, одно платье увеличивается в цене на 5 рублей, а вот воздушный путь прибавит к его стоимости все двести", — отметила она.
Директор интернет-магазина Angels Fashion Агалык Агалыков, который занимается доставкой одежды из Кыргызстана в Казахстан, Беларусь и Россию, признается, что всего за неделю потерял 17 оптовых клиентов, — некоторые стали закупать товар у украинских швейников.
"Мы теряем клиентов, конкретно теряем. За последнюю неделю прибыль сократилась на 30-40 процентов. Люди перестали заказывать, понимают, что товар не пройдет. Сейчас у нас стоят грузы, которые движутся по 17 направлениям: 12 — в города России, 4 — в Казахстан и еще один — в Беларусь", — рассказал он.
Проблемы на границе с Казахстаном продолжаются уже 9 дней. Это последствия борьбы Астаны с "серым импортом". Вчера премьер-министр Сапар Исаков прилетел в столицу РК, где ему удалось договориться о приоритете при проверке людей с личным багажом, рейсовых автобусов с пассажирами, легковых машин и пустых грузовиков.