Пространство мрачных фантазий
Стивен Кинг написал много книг, больших и маленьких. Роман "Оно" — одно из самых значительных творений этого плодовитого автора. В нем больше тысячи страниц. И еще "Оно" — одна из самых страшных книг Кинга. Это роман о подростках из маленького городка, противостоящих обитающей в канализации инфернальной сущности, принимающей вид веселого клоуна.
"Оно" уже было экранизировано. В 1990 году по книге сняли мини-сериал, который считается одним из лучших воплощений мрачных фантазий короля ужасов.
По поводу того, зачем нужна новая экранизация, думаю, все понятно — у кинематографа XXI века больше возможностей, чем было в 1990 году. В те времена страхи показывали мелькающими тенями и полунамеками. У зрителя включалось воображение. Он думал: "А что там, в этой тени?". Сам себе что-то выдумывал и этого же по большей части и боялся. По нынешним временам то же старое "Оно" кажется сделанным на коленке. Но именно такой алгоритм запускает кнопку "Вкл", и человеческое сознание начинает само продуцировать страхи.
Селфи в багровых тонах
Кинокомплекс, в котором журналистам показывали новую версию классического ужастика, тонул в багровых тонах. Всем желающим раздавали детские шарики цвета, полагаю, детской крови. Стоял и коварно усмехался злобный клоун Пеннивайз, а желающие делали с ним селфи. Журналистов, к слову, пришло настолько много, что фильм показывали сразу в нескольких залах — трех или даже четырех.
Но вот погас свет. Началось…
Избегая спойлеров, скажу сразу, что фильм нескучный. Автор этих строк, например, не заснул ни разу. А это уже само по себе дорогого стоит.
Очень хорошая музыка. Очень красивая, не трэш-роковый угар, а тихая, скрипично-виолончельная. Эта музыка создает атмосферу и, что хорошо, совершенно не перетягивает на себя внимание. Но если вслушаетесь, то просто поразитесь красоте звука.
Очень хорошие герои. Противостоящие канализационной жути подростки по сценарию изгои, аутсайдеры. Перед нами все типы школьников-ботаников. Вот ребенок-очкарик, вот очень толстый ребенок, вот ребенок — хилый зануда и так далее. Воплощение этих образов очень убедительное.
Фильм "Оно" снят вообще без звезд. И это обстоятельство, скажу по секрету, вовсе не является недостатком. Все хорошо и свежо смотрится. Герои при характерах, убедительны, а не как обычно: в центре кадра суперзвезда белыми зубами сверкает, а вокруг бледные тени.
Поскольку большинство артистов очень молоды, думаю, что фильм "Оно" стал своего рода кузницей будущих кадров для Голливуда. Кто-то из этих мальчиков и девочек обязательно прославится и займет место Ди Каприо. Может, даже толстяк Джереми Рэй Тейлор, ибо живем мы во времена обрушения шаблонов.
О дрожи ужаса
Теперь, собственно, о жути. Страшный ли фильм? Все-таки нет. Но оговорюсь сразу — мнение субъективное.
Конечно, если из темноты выпрыгнет жуткая рожа и страшным голосом заорет, вы в кресле подпрыгнете. И второй раз тоже. Может, и в третий. Но потом станете относиться к этим шалостям гораздо спокойнее.
Что касается жутких рож монстров, то две из них смело можно назвать выдающимися. Во-первых, совершенно феерический прокаженный. Во-вторых, кривая женщина, сошедшая с картины абстракциониста, носится такая по темным помещениям, из-за углов выскакивает, жути нагоняет.
Но поглощающей атмосферы страха нет. Замирать и дрожать во время просмотра, думаю, грозит совсем не многим. Почему так? Думаю, по трем причинам.
К тому же имеем в виду, что с первой экранизации миновало 27 лет. За это время клоуны-убийцы превратились в нечто вроде мема. Они уже отпугали свое четверть века назад и сейчас не заставят дрожать даже маленького хомячка.
Скелетики в гробиках
Вторая причина вытекает из первой. У зла в фильме нет своей истории. Если взять оригинальный авторский текст, то становится понятно, что клоун-убийца Пеннивайз — это символ затхлой жизни захолустного городка, которая душит все живое и юное. Будучи обозначен как символ, этот клоун уже не нуждался в своей истории.
Городок Дерри у Стивена Кинга представляет собой зловещее и унылое место. Не то в фильме. Перед нами вполне себе пряничное муниципальное образование с чистенькими тротуарами, хоть китайских туристов туда запускай группами по двести человек.
В-третьих, не страшно еще и по причине, которую мы обозначили в начале обзора. В начале 90-х зритель подключал воображение, был в своем роде соавтором создателей фильмов, силой воображения пугал сам себя.
А ныне высокие технологии, кажется, убивают ужас. Уже нет многозначительных теней, про которые надо что-то там домысливать. Все показано предельно четко: кишки направо, глаза на ниточках — налево. Зритель видит всю машинерию страха. Очень красивую, тут никто не спорит. Но домысливать тут уже нечего.
Когда-то давно автор этих строк побывал на концерте Элиса Купера, где из картонных реквизитных гробиков выскакивали скелеты на ниточках. Занятно ли это было? Ответ: да. Страшно? Конечно нет. Вот и в новой версии "Оно" испугаться можно примерно в той же степени.
Продолжение следует
Возрастной рейтинг фильма 18+. В Америке тоже рейтинг R. Значит, можно смотреть только по достижении семнадцати лет и/или в сопровождении родителей. Автору этих строк все же кажется, что рейтинг присвоен надзирающими инстанциями (что у нас, что в США), которым надо имитировать бурную деятельность.
Какой там 18+, о чем вы? Секса в фильме нет. Насилие слишком красивое, слишком кукольно-нарисованное. Его очень трудно испугаться.
В принципе "Оно" — хороший такой, детский фильм про дружбу и первую любовь.
И да, будет еще и вторая часть. Про тех же героев, только повзрослевших по прошествии двадцати семи лет. Они снова вступят в борьбу со злом. Все это тоже есть у Кинга в романе. Еще на один блокбастер этого гигантского текста определенно хватит.