БИШКЕК, 9 июл — Sputnik, Ростислав Ищенко
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко рассуждает об итогах саммита "Большой двадцатки" в Гамбурге.
Когда сегодня оцениваются результаты саммита G20, наблюдатели в основном концентрируются на встрече президентов России и США. Это понятно — в конце концов именно от ее результатов зависело, станет ли мир в ближайшие годы более безопасным или продолжится ли нарастание конфронтации.
Мировые противоречия
Например, тот же Китай, сотрудничество с которым у России развивается более чем успешно, объективно заинтересован в установлении своего военно-политического контроля над прибрежными морями и обеспечении своему флоту выхода на просторы Тихого и Индийского океанов. Однако столь же объективные интересы США требуют не допустить подобного усиления китайского военного контроля над стратегически важными для Америки морскими путями.
Это только одна из проблем, компромисс по которой пока даже не просматривается, и по которой США и Китай заинтересованы в занятии Россией диаметрально противоположных позиций. А есть еще Ближний Восток, где задействовано более десятка только основных игроков — каждый со своими амбициями и интересами.
Так что, при всей важности стартовой личной встречи двух президентов, результаты начавшихся переговоров мы увидим не скоро. Так же не скоро мы увидим (если вообще увидим) действующие глобальные договоренности по контролю над климатом. А ведь именно этому вопросу, наряду с актуальными глобальными экономическими проблемами, была посвящена данная конференция G20, поданная прессой как фон встречи Путина и Трампа.
Одна за всех
Есть, однако, еще одна задача, решаемая Россией на встречах "двадцатки". Решаемая неофициально, но от этого не менее важная, чем любые двусторонние встречи и переговоры. На подобных мероприятиях Россия представляет по факту все постсоветское пространство (кроме, разве что, входящих в ЕС стран Балтии).
Посмотрим на схему представительства в "двадцатке". Австралия представляет австралийский континент, который совпадает с ее государственными границами. ЮАР представляет Африку южнее Сахары. Азия представлена Индонезией, Индией, Китаем и Турцией. Саудовская Аравия (хотя тоже азиатское государство), скорее, представляет арабо-мусульманский мир.
В этом раскладе никто, кроме России, не в состоянии представлять интересы государств СНГ и Евразийского экономического союза. Между тем "двадцатка", объединяющая 85 процентов мирового ВВП, 75 процентов мировой торговли и две трети мирового населения, принимает решения, имеющие критическое долговременное влияние на глобальные процессы. Если ваши государственные интересы в "двадцатке" некому не то что отстоять, но хотя бы обозначить, они не будут приняты во внимание, и вы окажетесь в страдательной, зависимой позиции, когда вашу жизнь определяют принятые помимо вас решения.
От лица Евразии
Сегодня в такой ситуации оказалась Украина, которая отношения с Россией практически разорвала, а отношения с ЕС и США (которые должны были заменить Россию в качестве международных партнеров Киева) как-то не сложились. Результат налицо: за три года Украина выпала из числа среднезажиточных постсоветских стран и фактически оказалась самой нищей в Европе, а по большинству показателей — и в мире, с практически непреодолимой тенденцией к ухудшению ситуации.
Хотя большинство оставшихся (кроме Прибалтики и Украины) постсоветских государств являются членами интеграционных проектов с участием того же Китая (ШОС), только Россия достаточно близка к ним экономически, политически и культурно (столетия жизни в одном государстве), чтобы адекватно воспринимать, оценивать и отстаивать их потребности. Более того, России важно, чтобы интересы государств, входящих в ее интеграционные проекты, учитывались при глобальном планировании в рамках G20.
Поэтому роль России как представителя интересов постсоветского пространства в "двадцатке" трудно переоценить и с точки зрения ее соседей — бывших республик СССР, и с точки зрения интересов Москвы. Грамотно занятая позиция, с одной стороны, позволяет обеспечивать союзникам косвенное участие в принятии важнейших решений, а с другой — усиливает РФ, поскольку она говорит не только от своего имени, но и "от лица" половины Евразии.
Учитывая же стратегическую важность российских проектов в развитии дальнейшей евразийской интеграции (от Атлантики до Тихого океана), прочность позиций Москвы как представителя интересов постсоветского пространства является наиболее надежной гарантией успешного продвижения Евразийской интеграции.