Небольшая ремарка для непосвященных: если ты популярный автор проекта "Сноб", значит, ты реально крут. Это как сниматься в фильмах Никиты Михалкова для актера. Диана Светличная не только публикуется на "Снобе", но и обучает профессии будущих журналистов.
Это единственный человек, у которого я взяла интервью письменно: отправила вопросы и дождалась ответов. Моя главная задача состояла в том, чтобы ничего не испортить. Говорить мы решили о жизни.
— Отчего кыргызстанцы так любят пышные свадьбы?
— Тут я не скажу ничего нового. Мы — традиционное общество, даже более чем. А пышные тои — то самое "человеческое, слишком человеческое". Дань традиции — пустить пыль в глаза, сообщить всему миру, что все у нас хо-ро-шо! И крокодил ловится, и кокос растет… Ярмарки тщеславия никто не отменял.
Молодые и хотели бы в медовый месяц мир посмотреть, ан нет — стоять, накрывать столы на 500 человек! Тонуть в кредитах, жить в долг, но доказывать, что мы ого-го… Когда вокруг нищета, блеснуть золотым зубом — это много значит. Богатый ведь никому ничего доказывать не должен — кинул пакетик чайного мусора в немытую чашку и сиди, болтай ногой, улыбайся.
— Почему никто из бишкекских автомобилистов не останавливается на стоп-линии и вообще все соблюдают законы по желанию?
— Что значит — никто? Я соблюдаю законы и останавливаюсь на стоп-линии. Сзади, правда, обычно сигналят, на пальцах объясняют различные теории, но ничего, иногда можно и послушать. В образовательных целях.
Я не люблю обобщения. Считаю, когда говорят "никто" или "все", устраивают проверочку. Признайтесь, вы меня проверить хотели? (Нет, просто так спросили. — Ред.)
— Почему наши женщины каждый день делают макияж и укладку?
— Опять же могу сказать, что не все. Вот я это делаю в крайнем случае, когда просто уже не отвертеться, когда на меня будут показывать пальцем. Сейчас объясню.
Моя лучшая подруга — женщина из традиционной восточной семьи. У нее около тысячи родственников. Большой праздник — это примерно 500 человек в кафе, половина из них — женщины в черных обтягивающих платьях с перьями и стразами, с салонным макияжем и многоэтажными прическами. И вот однажды на такой семейный праздник к подруге заявляюсь я — в простом сером платье и с сосульками волос. У подруги истерика, слезы. Она говорит мне: "Скажи честно, это чтобы обидеть моего папу?". Понимаете?!
Женщина в Кыргызстане всем должна. На ней такой груз социальных обязанностей, что я даже не решусь их перечислить. Один пункт из этого свода правил — радовать. Во всех смыслах, особенно в эстетическом. Обвешана детьми, носишься между кастрюлями на кухне, параллельно сводишь дебет с кредитом или пишешь годовой отчет, но будь добра выглядеть не хуже Джоли (или кто там сейчас в тренде?).
Быть белой вороной нельзя. Наши женщины ежедневно находятся в ситуации жесткой конкуренции. Отдельные ребята в парламенте всерьез обсуждают закон о многоженстве, женщин рассматривают как скоропортящийся товар. Законы у нас на стороне мужчин. Что остается женщинам? Поддерживать форму. Мы как спортсмены на длинной дистанции: дал слабину, выдохся — и выбыл из игры.
— Почему вашим студентам будет сложно в журналистике?
Отдельный кошмар — новости, которые из года в год не меняются. Многие новостийщики спустя пару лет работы понимают, что не надо удалять свои старые материалы, — можно просто вставлять в них другие фамилии. Если через пять лет такой работы человек не сходит с ума, ему уже ничего не страшно.
— Почему вашим студентам будет легко в журналистике?
— А это хороший вопрос. Потому что они профессионалы. Потому что у многих из них прекрасное чувство юмора — это, может быть, даже важнее всего остального.
— Где вас можно встретить, чтобы поболтать?
— Что вы хотите услышать? Что я народ домой приглашу, адрес свой назову? Думаете, я такой одуванчик? Ага! Я вообще человек настроения и бываю жутким социофобом. Вот встретите меня на Орто-Сайском рынке, когда торгуюсь в мясном павильоне, поболтаем — мало не покажется.
Если же речь идет о каких-то тренингах, лекциях, то там я держу марку, не бросаюсь на людей. Где и когда они проходят, я обычно сообщаю на своей странице в Фейсбуке.
— Почему вы последний раз плакали?
— Потому что сентиментальная. Я вообще часто плачу: над книгами, фильмами, фотографиями. Последний раз плакала на прошлой неделе, когда вышла из самолета. Когда прилетаю домой, всегда плачу. Это такие хорошие слезы.
— Опишите одним абзацем историю создания и жизни типичной семьи в Кыргызстане.
— Да бросьте, я не социолог. Не верю в типичные семьи. У каждой свой секрет чучука.
— Сложно ли воспитывать ребенка в стране, где у половины школьного класса — айфоны, а у другой половины нет денег на новые сапоги?
— Что делает нас несексуальными?
— Отсутствие любви к себе.
— Почему преподаватель — это не престижно?
— Хороший переход. Как-то одна студентка совершенно искренне спросила меня: "Почему вы преподаете? Не нашли другую работу?". Нормально, да?
Студенты знают размер заработка преподавателей, и это естественно, что у них возникают такие вопросы. Если престиж — ценовая категория, то, конечно, профессия преподавателя не престижна. Но я старомодна, и мои представления о прекрасном несколько отличаются от массовых. Люблю провокационные вопросы, они держат в тонусе.
— А почему вор государственного масштаба — это престижно?
— О боги! Да кто это придумал? Вот, скажем, на детской площадке мальчик с соплями отвоевал горку, стоит на ней и бросает в других песком. Смотрим мы на него и понимаем, что сопли его отвратительны, голос визгливый, а воспитательницу он боится больше всех…
— О чем лучше всего пишется в Кыргызстане?
Я вообще настроена на разговоры вокруг. Бывает, за одну поездку в троллейбусе услышу столько историй, что можно сразу записывать. А если включить свой внутренний локатор где-нибудь в поликлинике, домоуправлении, паспортном столе — вот она, вся книга жизни, перед тобой.
Мне лучше всего пишется о людях. Не только в Кыргызстане, везде. Бытовые зарисовки не принято считать литературой… Ну что это такое — диалоги бомжей возле мусорного бака? Безобразие, а не литература! "Пишите о природе, любви, родине", — просят просветленные, не понимая, что разговор на помойке — это и природа, и любовь, и родина.
— Каким будет Кыргызстан через 100 лет?
— Я верю, что Кыргызстан через 100 лет будет.