Прошедший год для мирового кинематографа был в общем-то заурядным. Открытия были, как без них. Но ничего сверхъестественного, ставящего окружающую реальность с ног на какую-нибудь другую опору, так и не случилось. Были и разочарования, но более предсказуемые. Где ожидалась ерунда, там она и случилась. Нам показали определенное количество приличных фильмов, но и глупые, плохие тоже прорвались на экран.
Самый долгожданный фильм года
В последние годы многие фильмы имеют в своей основе комиксы, а ведь вся классика — это все-таки больше литература. И Квентин Тарантино продемонстрировал силу сдающего позиции "литературного" кино. Умирающий динозавр сделал мощный удар хвостом. Хотелось бы верить, что не прощальный.
Самая заслуженная награда года
Это "Оскар", который в начале года получил Леонардо Ди Каприо за исполнение главной роли в фильме Алехандро Иньяриту "Выживший". Роль, безусловно, хорошая, но у Ди Каприо вряд ли лучшая. Это артист с огромным потенциалом. А в "Выжившем"… Ну страдает, ну дерется с агрессивными представителями приполярной фауны. А ведь способен на куда большее.
Сам "Выживший" — фильм долгой и мучительной судьбы. В общей сложности от старта проекта до финиша прошло порядка пятнадцати лет. Съемки проходили в разных концах света — как в приполярной Канаде, так и в Южной Аргентине. Настойчивый режиссер Иньяриту снимал эпизоды в исключительно хронологическом порядке и при естественном освещении, вследствие чего переругался с продюсерами и актерами. В общем, помимо прочего, "Выживший" — еще и самый многострадальный фильм года.
Разочарование года
Провал года
Масштабный голливудский проект "Бен-Гур" Тимура Бекмамбетова стоимостью 100 миллионов долларов обернулся досадным пшиком. Если первая экранизация истории потомка знатного иудейского рода, ставшего рабом и отомстившего обидчикам, прогремела в 1959 году, поставив рекорд по "Оскарам", то полвека спустя эта же история, только со спецэффектами и новыми технологиями съемки, очень тихо провалилась в прокате. Бекмамбетову пеняют на множество бессмысленных диалогов и вялость действия. Зрителю, наверное, видней.
"Клюква" года
Перефразируя классика, простонем: "Клюква" — как много в этом слове…". И действительно: "клюква" — это и стреляющие из-за угла пушки, и насекомые-камикадзе, истребляющие фашистских гадов, и романтическая любовь на линии фронта. И вообще всякое попрание здравого смысла и матчасти в угоду непонятно чему.
На победу в этой номинации в уходящем году посягало множество претендентов. И недавние "Союзники" Роберта Земекиса с пикниками у сбитых нацистских бомбардировщиков, и "Экипаж" Николая Лебедева с канатной эквилибристикой между двумя летящими самолетами. Но абсолютная победа, конечно же, у фильма "Герой" Юрия Васильева с неповторимым Димой Биланом в роли белогвардейского офицера.
Из ляпов этого "шедевра" можно составить пространную энциклопедию. Движению сюжета тут активно способствуют "рояли в кустах" (а также в камышах). Тут блещут погоны и эполеты в катастрофическом "ледовом" походе армии генерала Корнилова (где никаких погон даже близко не предполагалось). Тут в реалиях 1918 года красуется блистательный Дима Билан в гусарском мундире — тоже восемнадцатого, но только века. И много всякой другой сомнительной веселухи.
Прорыв года
Самый недооцененный фильм года
Каким-то третьим экраном, в тиши ночных сеансов прошел прекрасный фильм Николая Досталя "Монах и бес". Это метафизическая комедия из времен самодержца Николая I. Рассказывает она о монахе, которого искушает "нечистый". Искушенные зрители (а в основном только они и посмотрели) отмечают прекрасную игру актерского дуэта Тимофея Трибунцева и Георгия Фетисова. Также замечен всеобщий восторг перед сценарием Юрия Арабова — смешным, но без гэгов, с яркими речевыми характеристиками, неожиданным и просто интересным.
Триумф года
Фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопы "28 панфиловцев" на первых порах снимался за народные деньги и фактически без участия матерых продюсеров. В итоге зритель так и не увидел чудес баллистики, роковой любви на линии фронта и не насладился визуальными прелестями красотки-снайперши.
Вместо этого он увидел как есть подвиг народа, давшего невероятный отпор лучшей армии Европы, увидел плохие зубы и грубых мужиков немодельной внешности. Фильм не только окупился в прокате, став сенсацией, но и поставил вопрос о профпригодности института российских кинопродюсеров как такового.
Махинация года
И действительно, куда "Землетрясению" до "Оскара"? Совершенно не показаны ужасы "советского режима". Где очереди, где угнетение? И что там за дружба народов? Разве было такое в "ужасном" СССР? И супергероев нет. И американцы никого не спасают. Так что дырку вам от бублика, а не "Оскар".