БИШКЕК, 3 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Путешественник Федор Конюхов вернулся в Москву после успешного завершения кругосветного перелета на воздушном шаре. Более одиннадцати дней он не спал, не ел и не пил, чтобы установить рекорд.
Конюхов признался, что получил большое удовольствие, управляя таким массивным шаром (15 тысяч кубометров газа). Это и опасно, и страшно, и тяжело, но приятно, сказал путешественник.
"За 11 дней и почти 6 часов полета я не спал, не пил и ничего не ел, кроме небольшого кусочка печенья. Взял с собой два ящика продуктов, но их пришлось выбросить в океан, потому что они замерзли. Воды не было ни капли", — рассказал Конюхов.
Путешественник также взял с собой крест, изготовленный специально для этого полета. В нем находились 46 мощей православных святых.
"Когда летел, я молил Господа и сам себе говорил, что нельзя падать. Если я упаду, земля не обеднеет, но мощами разбрасываться нельзя", — пошутил Конюхов.
По его словам, на высоте полета воздушного шара "температуры, как и в космосе, нет". Приборы показывали, что за бортом минус 50 градусов, однако стоило "выглянуть наружу на солнечную сторону, и лицо обгорало".
Подобное путешествие ранее удалось совершить лишь дважды. Швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс в 1999 году пролетели 40 тысяч километров из Швейцарии в Египет примерно за 19 дней и 22 часа, а американец Стив Фоссетт в 2002-м преодолел маршрут, которым следовал Конюхов, за 13 дней и 8 часов.
На волосок от смерти
По словам путешественника, подготовка к полету заняла два года. В Австралии ему пришлось заново сдавать экзамены, чтобы получить разрешение на полет.
Путешествие вокруг земного шара — эксперимент, и Конюхов изначально понимал, что все предусмотреть нельзя. Многое было для него в первый раз: он никогда не летал на шаре с гелием.
"Впервые увидел шар непосредственно перед стартом, управлять им не умел. Всему пришлось учиться по ходу. Сначала были одни эмоции. Думал: "Ничего себе махина!". Раньше летал на водородном и обычном тепловом шарах — этот опыт попытался совместить. Некому было научить, рассказать, да и практики не было. Сразу пришлось лететь. Причем сам шар был экспериментальным, поэтому никто не соглашался указывать мне путь, кроме сына. Все понимали, какой это риск", — объяснил Конюхов.
Путешественник рассказал, что одним из самых сложных этапов путешествия был полет над Индийским океаном.
Когда путешественник поднялся на высоту 11 тысяч километров, от давления взорвался один из баллонов, печка отказала. Конюхов считает, ему повезло, что произошло это днем, когда печка не работала. Иначе произошел бы большой взрыв, и он бы погиб.
"Это был баллон для обогрева печки. Температура начала стремительно падать. Мне посоветовали опуститься ниже, но я понимал, что это не выход. У меня был еще чистый пропан на маленьких, пилотных горелках, и я начал потихоньку брать газ оттуда. Так и продержался", — рассказал Конюхов.
Путешественник уточнил, что на воздушном шаре можно регулировать только высоту. Скорость передвижения зависит от скорости ветра, которая на разной высоте разная. Сын Федора Конюхова с земли подсказывал ему, на какую высоту необходимо опуститься.
"Когда приближался к Австралии, была высока вероятность того, что я промахнусь. Посадка в австралийской пустыне была сложная, однако в итоге удалось сесть на тот же аэродром, с которого был старт, несмотря на сильный ветер", — подчеркнул он.
Конюхов и Боинги
Пилот рассказал, что во время полета находился на постоянной связи с авиадиспетчерами, потому что шел через крупные аэропорты Австралии, Чили, Аргентины и других стран.
"Удивительно, но диспетчеры по рации передавали мне пожелания, поддерживали. Расчищали дорогу, отводя "Боинги" в сторону. А я был уверен, что придется самолеты пропускать… Все понимали, что я русский, и хорошо ко мне относились", — отметил Конюхов.
Его переговоры с диспетчерами записаны на "черный ящик". В настоящее время ведется расшифровка этих данных. Помимо переговоров, там хранится информация о температуре, скорости, высоте полета и работе горелок. Специалисты с нетерпением ждут результатов, чтобы уточнить рекорды этого путешествия.