По данным Национального агентства связи, к Глобальной сети сегодня подключены практически 5 миллионов жителей Кыргызстана. Самые посещаемые сайты у наших пользователей — социальные сети "Одноклассники", "ВКонтакте" Instagram и Facebook.
О том, как можно заработать миллион в Интернете, читайте в материале корреспондента Sputnik Кыргызстан Светланы Федотовой.
Офлайн-изгои
Эмильбек Койгоев, частный таксист:
— Раньше было так: озвучиваешь клиенту цену, тот, конечно, немного торгуется, но едет. Сегодня все кричат про километраж и прочее. Я работаю в определенной точке. Мне нужно вернуться в это же место, отсюда и накрутка. Понимаю клиентов, которым не хочется переплачивать 100 сомов, однако именно на этом я и зарабатываю. Устраиваться в службу такси мне не выгодно, я хочу работать на себя. Пока помогают "сарафанное радио" и визитные карточки. Как будет дальше — не знаю.
Рано Ли, хозяйка салона красоты:
Гульбара Мукушева, продавец косметики на базаре:
— На рынке косметика стоит как минимум на 100 сомов дешевле. В Интернете все подделки называют красивым словом "реплика". Обычно такой товар скупают у нас большими партиями, а потом перепродают, только за большую сумму. Более имиджево купить косметику в торговом центре, нежели на базаре. Но есть ли смысл переплачивать за одно и то же?
Светлана Марголис, маркетолог, smm-специалист:
— Где люди, там и реклама. Именно поэтому контент нескольких сайтов для общения наполняется рекламой. Но не факт, что эффективность традиционного бизнеса с интернет-поддержкой будет выше. Это в первую очередь имидж и обратная связь. За услуги отвечают уже другие люди.
Исследование маркетингового агентства M-Vector:
— Экономия времени, неограниченный охват аудитории, ознакомление с отзывами и рекомендациями прямо на сайте дают определенные преимущества виртуальному каналу продаж. Специальные мобильные приложения облегчают жизнь пользователей, делая возможными сделки по смартфону.
![Как кыргызстанцу заработать миллион в Интернете, не выходя из дома? Как кыргызстанцу заработать миллион в Интернете, не выходя из дома? - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/104681/89/1046818942_0:0:998:809_600x0_80_0_0_26c91f3d60417d1c6d03d2ee4eb04cb2.png)
Как Интернет помог кыргызстанцам поднять свое дело
Махабат Шинаева, "услуги красоты":
— Отучившись на мастера по маникюру, я начала "раскачивать" страницу в соцсетях. Именно оттуда приходят клиенты. Особенно большой поток — во время акций: цена снижается на 100 сомов, а прибыли больше из-за количества посетительниц. Сейчас мы оказываем услуги по наращиванию ресниц и маникюру. Наши клиентки — это студентки и школьницы. Доходы покрывают расходы на аренду помещения и покупку материалов. Хватает и на жизнь. Пока мы не зарегистрированы официально и налоги не платим, когда будем расширяться — все оформим.
Наргиза Абдубалиева, служба такси Tez:
При приеме на работу наши водители проходят жесткий отбор. Услуги должны предоставляться качественно, на это и делается упор. Более того, недавно приложение пополнилось обновлениями: теперь можно увидеть место, где находится автобус, а также узнать, сколько градусов за окном в интересующей вас точке города. Более того, сегодня, установив приложение, можно узнать температуру на Иссык-Куле и то, насколько прогрелась вода на побережье.
Пока вложения не окупились. Но если все пойдет хорошо, мы выйдем за рамки столицы.
Константин Дюгай, доставка еды в компании Sushi Tatami:
— С появлением странички в социальных сетях клиентов стало больше на 30 процентов. Сейчас офисным работникам очень удобно заказывать — на нашей странице они видят все, что есть в меню. В течение получаса после оформления заказа им привозят вкусные блюда. Сегодня благодаря продвижению страницы в соцсетях средний счет за день составляет около 10 тысяч сомов. В минус уже не уходим, ежемесячно платим налоги и стараемся повышать уровень обслуживания.
Кубан Айдралиев, начальник управления налоговой и таможенной политики Министерства экономики КР:
— Бизнес через Интернет только начинает набирать у нас обороты. Если сравнивать процентное соотношение в этой сфере с соседними государствами, мы пока в аутсайдерах. Сегодня активных пользователей интернет-кошельков в стране около 5-9 процентов. Сейчас готовится проект стратегии развития законного интернет-бизнеса.
![Как кыргызстанцу заработать миллион в Интернете, не выходя из дома? Как кыргызстанцу заработать миллион в Интернете, не выходя из дома? - Sputnik Кыргызстан](https://sputnik.kg/img/104681/88/1046818889_0:0:998:665_600x0_80_0_0_593234938f4514f8cb0f18424ec15591.png)
Онлайн-бизнесмены
Эльзат Аскарова, менеджер по работе с клиентами в интернет-магазине Tao.kg:
— Система простая: клиент выбирает товар, заказывает его и оплачивает через Интернет. Когда заказ приходит в Кыргызстан, курьер доставляет посылку. Так должно быть в идеале, но на деле иначе — по такой системе покупку оформляют лишь 40 процентов. Наши люди не доверяют интернет-оплате, большее доверие вызывает передача денег конкретному человеку. Для многих интернет-покупки что-то невообразимое.
Асхат Хуллалидинов, компания скидочных купонов Nice.kg:
Кубан Айдралиев, начальник управления налоговой и таможенной политики Министерства экономики КР:
— Численность "кустарных" бизнесменов в Кыргызстане с каждым днем увеличивается, кого-то удается привлечь к ответственности. Сейчас сотрудники налоговой ведут активную борьбу с нарушителями. Потерянных для страны денег от такого множества бизнес-отраслей не сосчитать…
Какой интернет-бизнес принесет кыргызстанцу миллион?
Денис Бердаков, эксперт по новым медиа:
— Помимо того интернет-бизнеса, что уже функционирует в Кыргызстане, есть шанс развития новых направлений, которые принесут доход.
Блоги как услуга
У нас есть несколько популярных страниц в соцсетях. Так вот через них и идет реклама того или иного продукта. Самое главное для "бизнесмена" в этом случае — создать ажиотаж вокруг своей персоны и увеличить число гостей на своей странице. В среднем один пост на кликабельной странице стоит около 100 долларов.
Создание "нишевых" сайтов и блогов
Сайт или блог способен стать неплохим активом, на котором можно зарабатывать деньги, вполне сопоставимые с офисной зарплатой. Как правило, рассчитаны такие порталы на большое количество людей. В основном "нишевые" сайты и блоги являются площадкой для продажи масс-маркета.
Консультант по онлайн-репутации
В список услуг по онлайн-консультированию входят написание пиар-статей и пресс-релизов, коммерческих предложений, составление положительных отзывов об организации, а также ведение корпоративных блогов и написание статей для их наполнения.