28 июня 1946 года — знаменательный день для отечественного автомобилестроения: из ворот Горьковского завода выехал серийный автомобиль М-20. Это первая советская машина, получившая собственное имя, — "Победа". А как еще могли назвать первенца, изготовленного сразу после окончания Великой Отечественной войны?!
Немного истории
Самая массовая из легковых — модель ГАЗ-М-1, известная в народе как "Эмка". На смену ей должна была прийти М-20, разработка которой велась с 1940 года. В 1943-м планировалось начать ее серийный выпуск, но война сдвинула все сроки.
Именно в 1943 году, с 4 по 21 июня, после массированных бомбардировок фашистскими самолетами Горьковский завод, перешедший на выпуск военной продукции, был полностью разрушен. В это трудно поверить, но его сумели восстановить всего за сто дней!
К проекту создания гражданского легкового автомобиля приступили только в 1944 году.
Конструктивные особенности "Победы", — а они впечатляли и западных автопроизводителей, — требуют отдельного и детального разбора. Машина по праву считалась прочной, надежной, выносливой и вызывала несомненный интерес у профессионалов и любителей. Правда, ажиотажного спроса не наблюдалось: виной тому цена — 16 тысяч рублей при средней зарплате в 600.
За 12 лет — до 31 июля 1958 года — было выпущено (включая все модификации) 241 497 машин.
Сегодня мы с уверенностью говорим, что в то время "Победой" можно было назвать не только автомобиль, но и успех всего отечественного автопрома.