Тимофей Бордачев, программный директор фонда клуба "Валдай", директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ
Чтобы Россия действительно повернулась на Восток, необходимы и уже предпринимаются определенные шаги. Это создание в стране новых административных и нормативно-правовых условий для ускорения развития Сибири и Дальнего Востока, что способствует упрочению роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также развитие экономических и политических связей с Азией и создание нового евразийского пространства совместного развития.
Поворот не стоит считать разворотом на 180 градусов от Европы к Азии, скорее это переориентация России из прагматических соображений на новые возможности и стремление соответствовать требованиям современного мира.
Но эта политика столкнулась как с внешним, так и с внутренним противодействием. Внерегиональные силы считают Азию и Евразию ареной борьбы и стремятся спровоцировать там столкновение между Россией и Китаем, чтобы извлечь выгоду из их предполагаемого антагонизма.
Политическое сближение Москвы и Пекина в 2014-м и 2015 годах стало настоящим шоком для Запада. Теперь же наши западные партнеры подчеркивают тот факт, что Китай оказался не готов публично заявить о намерении поддержать российскую экономику, когда началась война санкций.
Военные и политические кризисы в Европе и на Ближнем Востоке отвлекают внимание Москвы от восточного направления, которое имеет для России стратегическое значение. РФ пока не выработала последовательную позицию по отношению к международным политическим структурам Азии и действует достаточно непредсказуемо. Необходимо использовать любую возможность для налаживания связей с ведущими политиками и предпринимателями региона. Нам необходимо осознать, что "спрос на Россию" должен быть четко увязан с тем, какую мы можем получить выгоду от таких связей.
Россия недостаточно делает для того, чтобы превратить Сибирь и Дальний Восток в территорию, где иностранным инвесторам было бы удобнее работать. И это при том, что в этом направлении предпринимаются серьезные шаги и наблюдаются положительные подвижки.
Важно не останавливаться и постоянно снабжать наших партнеров в Азии информацией о новых возможностях сотрудничества. С точки зрения внутренней политики очень важно, чтобы освоенные на Дальнем Востоке деловые практики внедрялись и в Сибири. Эта задача имеет особое значение в свете необходимости вовлечения сибирских регионов РФ в совместные проекты в странах Центральной Евразии.
Поведению России по отношению к ключевым региональным партнерам — Китаю, Японии и Южной Корее — также свойственны инерция и тенденция к краткосрочной выгоде. РФ опасается, что Китай пойдет на сближение с США. В Китае же боятся, что возложенные на Россию геостратегические обязательства окажутся для нее непосильной ношей, в результате чего она превратится в квазиколонию Запада.
Кроме того, нужно лишить внешние силы возможности сеять ростки недоверия в отношениях между Россией и Китаем. Необходимо способствовать более активному взаимодействию граждан обеих стран за счет введения безвизового режима.
Это позволило бы в среднесрочной перспективе создать в Евразии новую структуру международных отношений, в основе которой лежали бы общие интересы и ценности. Тем самым можно способствовать развитию Евразии, обеспечив ее становление в качестве независимого центра власти и повышение ее роли на международной арене.
Наличие опасности дестабилизации ситуации в Центральной Евразии представляется своего рода идеальным вызовом для России и Китая, поскольку для его преодоления им придется выработать взаимовыгодное решение.
Усилия, направленные на стабилизацию ситуации в регионе, наверняка будут способствовать сближению Москвы и Пекина в том, что касается международной повестки. В ситуации формирования новых трансконтинентальных блоков у двух крупнейших евразийских держав нет иного выбора, как продолжить курс на сближение.
Сопряжение развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) представляется одним из наиболее перспективных и многообещающих проектов для развития сотрудничества крупных блоков государств. Деятельность по сопряжению должна быть нацелена на обеспечение синергетического эффекта от обоих проектов и создание новой территории совместного развития на основе евразийской транспортно-логистической системы.
В результате Центральная Евразия могла бы претендовать на звание самого крупного региона сотрудничества в мире. Однако на пути к построению нового сообщества в рамках Большой Евразии необходимо решить ряд институциональных проблем, определить отраслевые приоритеты и правила игры с точки зрения трансграничного сотрудничества, оценить возможные преимущества для партнеров и их вклад.
Всем этим странам необходимо повысить уровень социально-экономической стабильности и обеспечить устойчивые темпы экономического роста. Нужен плацдарм для более последовательных действий по предотвращению дестабилизации ситуации в Афганистане и негативного влияния со стороны Ближнего Востока.
Евразийская интеграция является центральным проектом для России и ее партнеров на следующие несколько десятилетий. Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу 1 января 2015 года и заложил основу формирования нормативно-правовой базы для совместного прорыва. Кроме того, ЕАЭС дает вступившим в него странам инструменты предотвращения и урегулирования межгосударственных споров. Он призван обеспечить комплексную модернизацию и способствовать сотрудничеству и повышению конкурентоспособности экономик входящих в него стран. Благодаря ЕАЭС теперь Китай и ЕС разделяет лишь одна таможенная граница.
Помимо механизма "единого окна" в системе таможенного оформления, основным достижением ЕАЭС на данный момент является введение единых фитосанитарных норм. Эти нормативные и бюрократические инструменты создают огромные возможности с точки зрения активизации торговли в ЕАЭС и на его внешних границах. Однако, чтобы достичь этого результата, необходимо ускорить процесс сопряжения ЕАЭС с китайскими проектами.
ЭПШП не сводится к оптимизации транспортных потоков и транзитных операций. Предлагая присоединиться к этому процессу, Китай дает возможность ряду стран развивать свою экономику за счет осуществления многих проектов в сфере инфраструктуры, торговли и услуг. Их успешная реализация привела бы к повышению стабильности и безопасности, что позволит в полной мере раскрыть потенциал как западного Китая, так и Центральной Евразии.
Однако, несмотря на эти четкие цели, предложенная Китаем идея была изначально лишена конкретного содержания, что привело к ее неоднозначному восприятию другими странами.
Мы обладаем превосходными инструментами международного сотрудничества и развития. Это и евразийская интеграция, и финансовые институты Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, и Шанхайская организация сотрудничества, и многосторонние форматы АСЕАН, и многое другое. Необходимо работать над их совершенствованием и сделать так, чтобы они дополняли друг друга.
Самое главное, что развитие и институционализация ШОС могут привести к формированию сообщества Большой Евразии по развитию, сотрудничеству и безопасности, которое наверняка будет открыто сотрудничеству с Европой — своим западным партнером.