БИШКЕК, 6 мая — Sputnik. Социальный ролик о дружбе, об Алма-Ате 40-х годов и о судьбах людей, переживших войну, представили зрителям телеканал КТК и Фонд Первого Президента в канун 9 Мая, сообщает Новости-Казахстан.
Генеральный продюсер КТК Даурен Меркеев рассказал, что перед командой проекта "Один народ, одна страна, одна судьба" стояла задача уместить в трехминутном формате энергетику, сюжетную линию и эмоциональный накал, которого хватило бы и на полнометражный фильм.
— Даурен, о чем ваша работа?
— Это история о дружбе. Таких историй, наверное, миллион — про ребят, которые вместе росли, дрались район на район, потом уходили на Великую Отечественную и спустя годы встречались там же, в своих стареньких дворах. Главная задача, которая перед нами стояла, — окунуть зрителя в Алма-Ату 40-х годов. Не знаю, получилось или нет. Потому что, в отличие от России или Украины, где масса фильмов и сериалов на эту тему, у нас про то время практически ничего не снимают.
Но ведь неправильно, что мы все это стираем из памяти. Поэтому стояла задача воссоздать алма-атинскую атмосферу с каркасно-камышитовыми домиками, музыкой из патефонов, а главное — с людьми разных национальностей, которые вместе переживали и радости, и горести. Другое дело, что о каких-то вещах сегодня очень сложно рассказывать. Но ведь были вещи очень разумные, понятные и человеческие, такие как дружба, взаимопомощь, нормальные человеческие отношения.
— Как вам удалось найти в Алматы уголок, где получилось воссоздать атмосферу тех лет?
Снимали монтажно. Может показаться, что это был один двор, но на самом деле это две разные локации. Одна точка — за Никольским рынком, там сохранился такой островок, два или три дома. А вторая точка, где мы дворы снимали, находится возле Политеха.
— Какие-то атрибуты современности, наверное, все же пришлось убирать из кадра?
— Постпродакшн был тщательный, в одном месте "лезло" пластиковое окно, и его долго-долго чистили. Во-первых, окно белого цвета, а во-вторых, фактура у пластикового окна не такая, как у деревянного окрашенного. Пришлось зачищать на компьютере.
— Вы отметили, что тема советского прошлого стала непростой для кино и телевидения. В чем эта сложность?
— Мы хотели подойти к этой теме очень аккуратно, сделать не пропаганду, а короткометражку о людях, настоящих чувствах и ценностях.
Мы не хотим своей работой лить воду на мельницу той или иной силы, которые используют День Победы и тему Великой Отечественной в своих целях. К сожалению, в последние годы в канун 9 Мая начинаются споры, которые неуместны вообще. Для меня, к примеру, это день скорби. Это светлый праздник, но с другой стороны — это ужасная катастрофа.
К слову, хочу сказать, что команда, которая работала над проектом, была сборной. Основная группа была казахстанская, режиссер Игорь Стеколенко — с Украины, и вот для них эта тема тоже очень важна. Поэтому я хочу, чтобы этот продукт воспринимался одинаково и нормально всеми и в Алматы, и в Киеве, и в Москве. Потому что это не про национальности, а про чувства, про отношения.
— Правда, что ролики, снятые в прошлом году, были отмечены фестивальными наградами?
— Да, в прошлом году мы отсняли три ролика: про войну, депортацию немцев в Казахстан в 1941 году и их мобилизацию в трудовую армию, а также ролик про 90-е годы. За них мы получили награды на фестивалях в Бишкеке, Киеве и Берлине.
У нас была идея подойти к социальной рекламе с размахом полного метра. Ведь на постсоветском пространстве такое понимание, что социальную рекламу можно делать как попало. А на Западе давно пришли к тому, что социальная реклама должна делаться на таком же, если не на более крутом уровне, чем коммерческая. Известные бренды понимают, что участие в таких проектах приносит им намного больше, чем прямое позиционирование в каких-то коммерческих проектах. Была идея снять маленькие истории, но чтобы в три минуты уместить какой-то экшн, чтобы были переживания и эмоции и в то же время, чтобы сюжет, идея легко считывались.
Вообще, социальная реклама — это как раз тот медийный продукт, который легко усваивается аудиторией, которая давно мыслит клипово. Поэтому, если и говорить о войне, о нашем общем прошлом, о настоящих чувствах, почему бы не делать это через такой формат? Чтобы можно было залить на YouTube, раздавать через WhatsApp.
— Как вам удалось сделать так, что эти ролики похожи на небольшие по хронометражу, но все же фильмы?
— Насколько я знаю, у вас готовится к выходу на экраны еще одна работа.
— Да, примерно к 15 мая, то есть незадолго до 31-го, когда в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий, мы завершим работу над еще одним социальным роликом, который сейчас монтируется. Он посвящен Акмолинскому лагерю жен изменников родины (АЛЖИР). И если в истории про алма-атинских пацанов имел место художественный вымысел, то в истории с АЛЖИРом все сложнее: там мы много консультировались с экспертами, я выезжал на место, где происходили те трагические события. Сам лагерь находился под нынешней Астаной — в селе Малиновка. Сейчас там расположен мемориальный комплекс. Но с точки зрения организации съемочного процесса снимать там нечего. Поэтому ролик мы снимали в поселке Долинка под Карагандой, где находилось управление КАРЛАГа. Там до сих пор четыре зоны вокруг, мы снимали прямо рядом с зоной, задействовали ее в съемках. А сюжет базируется на хрестоматийной истории, как местные жители не давали умереть с голоду заключенным, бросая в них "камнями", которые, как оказалось, были кусочками курута.