5 мая 1993 года вошло в нашу историю как дата принятия первой Конституции независимого суверенного государства. С тех пор Основной закон претерпел множество изменений, его переписывали под себя бывшие президенты, меняли после каждой революции. Вот и на современном этапе, как считают многие политики, назрела глобальная необходимость вновь пересмотреть ряд статей, так как в последнем варианте найдены "мины", которые подрывают фундаментальные принципы государственного устройства. В результате осталась неизменной только памятная для страны дата 5 мая — День Конституции, которой уже давно нет…
Первым "реформатором" Конституции стал Аскар Акаев — он вносил в нее конституционные правки четырежды: в 1994, 1996, 1998 и 2003 годах. И всякий раз под видом "важных преобразований", необходимых для развития страны, происходило перераспределение властных полномочий в сторону усиления позиций президента. Последняя акаевская реформа дала повод оппозиции обвинить главу государства в узурпации власти и заявить о том, что его третий президентский срок неконституционен. С этого момента начался обратный отсчет периода акаевского правления. Весной 2005 года президент, наделенный "сверхсилой", был просто изгнан из страны. Для этого оппозиции оказалось достаточно вывести на улицы несколько десятков тысяч человек.
Пришедший на смену Курманбек Бакиев не стал возвращать Конституцию образца 1993 года, а решил написать новую. После революции к любой оппозиции относились с некоторой долей уважения и осторожности, и даже активным депутатам позволили написать свои варианты Основного закона, которые парламент поочередно утвердил в ноябре и декабре 2006 года. Эти редакции значительно ограничивали возможности президента, и Бакиев подписал ноябрьский вариант только под давлением парламента и митингующих, которых вывела на улицы оппозиция. Правда, уже через месяц глава государства взял реванш, отбив часть полномочий у того же парламента. Тогда команда Бакиева провела штучную работу с депутатами и склонила чашу весов в свою пользу. При взгляде на то, как кромсали Конституцию, невольно вспоминаются строки из песни Талькова: "Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать на растерзание вандалам"…
Бакиев полномочиями себя, конечно, не обделил, но и для него со дня введения в действие обновленной Конституции начался обратный отсчет. Весной 2010 года президент, наделенный супервластью, оказался бессилен перед несколькими десятками тысяч демонстрантов. В течение суток они просто смели Бакиева, который даже пытался задействовать армию для подавления народных выступлений. Венцом очередной смены власти стал отказ от бакиевской Конституции. Пока писался новый вариант, Временное правительство, управлявшее страной в переходный период, издавало декреты, законность и правомочность которых по-прежнему вызывают сомнения.
Конституционный вакуум царил почти 3 месяца. 27 июня 2010 года Кыргызстан и принял новую Конституцию, и одновременно избрал временного главу государства. Причем голосовать, например, за Основной закон и против переходного президента было невозможно. Таким "оригинальным" способом были составлены бюллетени, и так же организаторы в лице Временного правительства решили главную проблему для себя — вопрос собственной легитимизации. Кроме того, всенародное голосование проходило в напряженной обстановке, что было связано с июньскими событиями в Ошской и Джалал-Абадской областях.
Что касается введенной в действие Конституции, принято считать, что благодаря ей осуществился переход к парламентской форме правления. Хотя, как можно наблюдать, президент в Кыргызстане — далеко не формальная фигура, он обладает правом вето, может назначать глав государственных органов. А при поддержке всех ветвей власти, как сложилось сейчас, он может практически все.
Недавно в ходе откровенного разговора с журналистами президент Алмазбек Атамбаев признался, что его пугает перспектива очередной смены Конституции, но ситуация неоднозначная, и заложенные в Конституции "мины" несут потенциальные угрозы будущему страны:
"Пусть меня поливают грязью, но если вижу эти "мины", лучше еще раз попробую доступным языком депутатам и людям объяснить, что они есть и их нельзя оставлять. Если, несмотря на это, парламент и кыргызстанцы оставят их, моя совесть хотя бы будет чиста. Это нужно не для Атамбаева, а для будущего Кыргызстана. Атамбаев не собирается быть ни спикером, ни премьер-министром, ни президентом".
И буквально недавно такая "мина" сработала. Для многих это стало шоком, но, как выясняется, мы сами заложили в Конституцию норму, что практическая любая международная организация может потребовать отмены вердиктов Верховного суда и добиваться освобождения даже уголовника. Когда комитет ООН выдвинул такое условие в отношении Азимжана Аскарова, обвиняемого в зверском убийстве милиционера, и в Конституции вскрылось такое недоразумение. Говорилось даже о том, что Кыргызстан утрачивает не только основы независимого государства, но и становится жертвой нового вида оккупации.
А вот что по этому поводу в местных СМИ заявил бывший глава спецслужб КР Бусурманкул Табалдиев:
Суровая реальность и логика событий подсказывают, что без очередной конституционной реформы Кыргызстану не обойтись. Конечно, уместно вспомнить, что можно нормально жить даже при плохих законах, но если страной управляют хорошие руководители. И в истории есть такие примеры. Нет ответа на другой вопрос: можно ли развивать страну, когда кто-либо извне может парализовать деятельность одной из ветвей власти? Рано или поздно решение проблемы все равно придется искать. И это за 25-летнюю историю Кыргызстана будет уже одиннадцатая смена Конституции. Возможно, впервые проведенная в интересах всего государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции