БИШКЕК, 28 окт — Sputnik. Электричество постоянно сопровождает человека вот уже несколько десятилетий. Почти каждый уголок Кыргызстан обеспечен электроэнергией благодаря работе республиканских ГЭС и ТЭЦ.
Сейчас электричество — больше, чем просто горящие лампочки в доме и работающая электротехника. Благодаря ему люди обогревают дома, работают и связываются с внешним миром.
Распределительные энергокомпании при заключении договоров с абонентами указывают в контракте, что напряжение поставляемой электроэнергии может колебаться от 185 до 240 вольт и за это энергокомпания ответственности не несет.
По словам юриста, специализирующегося на защите прав потребителей, Владимира Плужника, такой пункт в контракте незаконен.
"По стандартам КР напряжение должно быть только 220 вольт, и те пункты договоров, которые противоречат стандартам, должны быть признаны недействительными. Любая распредкомпания дает стандартный договор, и рядовому абоненту ничего не остается, как подписать его. Но там может быть написано все что угодно, а в судах смотрят на закон", — сказал Плужник.
Очень многие абоненты, пострадавшие от скачков напряжения, рассказывают, что добиться правды от энергокомпаний практически невозможно, особенно если опоздал со сроками подачи письменной жалобы.
По словам бишкекчанина Дмитрия Коврова, прошлой зимой у него из-за "плясок напряжения" сгорела материнская плата в компьютере.
"Дело было так: вечером резко замигали все лампочки, будто на дискотеке, и потом все разом потухло. После этого компьютер работать перестал. Так как я работаю дома, ПК мне нужен постоянно. Пока я разбирался, кому и на кого жаловаться, прошли все сроки. Пришлось делать ремонт за свой счет", — поделился своей историей бишкекчанин.
Пенсионерка Венера Джурабаева сообщила, что из-за низкого напряжения у нее сгорел холодильник — подарок детей.
"Самое обидное, что он проработал всего ничего и был качественным. Это как должно скакать электричество, чтобы дорогая бытовая техника сгорела! К сожалению, причину поломки мы обнаружили слишком поздно и не стали обращаться за возмещением ущерба", — рассказала женщина.
У юриста Владимира Плужника горячая пора наступает именно осенью и зимой, когда ему поступает до 10 звонков в неделю с просьбой защитить права абонентов энергокомпаний.
Вопрос энергетикам: кто отвечает за низкое напряжение в сетях?