Мало кто знает, чьей руки портрет Моргана Фримена, известный едва ли не каждому бишкекчанину своими размерами 140*180 и реалистичным исполнением. Его больше привлекают лица стариков с глубокими морщинами и людей незаурядной внешности, чем идеальные изображения с глянцевых обложек.
Молодой художник Данияр Джолдошбеков — мастер писать "живые" портреты не только традиционно — маслом, но и в "цифре".
— В детстве представляли себя художником, у которого руки вечно в краске, берет на голове и кисть в кармане?
— Нет, я представлял себя иначе — на съемочной площадке какого-нибудь фильма актером, играющим главную роль. Рисовать я любил всегда, но не всегда получалось. Поэтому художником решил стать, только когда начал учиться в художественном училище.
Портрет актера Луи де Фюнеса.
Портрет актера Луи де Фюнеса.
Карикатура на актера Бреда Пита.
Карикатура на актера Бреда Пита.
Портрет актера Луи де Фюнеса.
Карикатура на актера Бреда Пита.
— А вы помните свою первую работу, которая вызвала искренние похвалы?
— Это был этюд с натуры. Я рисовал его на берегу Иссык-Куля. Тогда я уже владел некоторыми навыками настоящего художника. Наверное, поэтому и удостоился хорошей оценки.
— Но, глядя на ваши работы, можно сказать, что вы не так часто рисуете пейзажи.
— Да. Лица людей интереснее застывших пейзажей. Мне нравится передавать человеческие характеры и души, прорисовывая кистью каждую морщинку на лице. К тому же лица людей, как пластилин, — с ними можно делать все, что угодно в плане художественной техники.
— Что конкретно привлекает вас: необычные глаза, контуры, а может, пухлые губы? Как вы выбираете, чей портрет написать?
— Меня привлекают лица с отпечатком старости. Грубые и глубокие морщины стариков много чего скрывают. Я стараюсь рисовать живые портреты, которые могут рассказать историю, а не просто копировать пустую идеальную внешность на плоский лист бумаги.
— А пытались создать автопортрет, чтобы продолжить традицию именитых художников?
— Да, забавный опыт. Я нарисовал свой цифровой портрет. Это было испытанием — никогда столько в зеркало на себя не смотрел.
— Сейчас я вынужден быть коммерческим художником, ведь нужно как-то зарабатывать на жизнь. Но у меня много идей, на реализацию которых пока не хватает времени.
— За ваши деньги любой каприз… Часто вам заказывают копии работ известных художников?
— За все время моей работы только раз. Для наших депутатов. Ответственность большая на плечи ложится, когда копируешь кого-то.
— Сколько можно заработать, используя художественный талант?
— Точную цифру не назовешь. Самое большое вознаграждение я получил за картину маслом — алматинцы за полотно мне 20 тысяч сомов заплатили. А обычно от 5 до 10 тысяч сомов получаю за одну работу. Это не считая портретов и пейзажей маленького размера, стоимость которых не больше 500 сомов.
— Сколько времени необходимо для того, чтобы написать портрет в стиле гиперреализма?
— Это очень трудоемкая работа. Портрет Моргана Фримена, благодаря которому я приобрел известность, писал месяц, накладывая слой за слоем и прорисовывая каждую морщинку. Для сравнения, обычные портреты рисуются за пару дней.
— В "цифре", наверное, портреты создаются в два раза быстрее?
— Да, "цифра" требует скорости. Сравнивать традиционную живопись и цифровую неправильно. У них разные ценность и предназначение. Маслом создаются серьезные работы, а "цифра" предназначена для создания массовой анимации.
— Я интересуюсь анимацией и пытаюсь создавать мультяшных персонажей диснеевского типа. В Кыргызстане мультипликационная сфера начала активно развиваться. Мы с друзьями планируем выпустить короткометражный мультфильм.
— Если представляете себя через 10 лет, возникнет ли образ вольного художника, прославившегося на весь мир?
— Не хочу всю жизнь рисовать. Я представляю, что осуществилась моя детская мечта: я актер, мне кричат: "Стоп, снято!".