Простое сочетание слов "картинка вместо тысячи слов" справедливо, когда речь идет о картинах и фотографиях, отражающих историческое прошлое. Иногда одно полотно может рассказать о прошлом гораздо больше, чем длинные архивные статьи или многотомные исторические книги.
Каждая картина, представленная здесь, поведает вам свою историю об истории страны и ее людях. Когда-то их писали, чтобы запечатлеть настоящее, а теперь они для нас свидетели прошлого. Именно сейчас, много лет спустя, мы можем назвать эти полотна культовыми и понять важность их исторического контекста. Возможно, изображение бедности, людей, трудящихся без устали, и маленьких чудес из прошлого помогут нам научиться чему-нибудь в настоящем и будущем…
Федор Стукошин. "На току", 1949
Оптимистичный коллективный труд и вера в светлое будущее. Где вы сейчас увидите рабочих с такими счастливыми лицами?
Картина "На току" Стукошина — яркий пример соцреализма послевоенного периода, называемого также "сталинизмом". Все идеализировано и сказочно, создан образ счастливой коммунистической эпохи. Тема сбора урожая в послевоенные годы была наиболее актуальна. Социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений — художник раскрыл все.
Гапар Айтиев. "Физкультурники", 1938
"Воспитать идеологически подкованного и физически развитого советского человека, который готов к труду и обороне. Кто не помнит эти призывы и бесконечные "мотивирующие"лозунги?
Начиная с 1920-х годов спорт и искусство были призваны решать общие задачи СССР. Спорт был неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям. Работа Айтиева "Физкультурники" соответствует установкам времени. В ней художник отразил тенденции эмансипации в советской Киргизии и попытался передать идеалы динамичной и сильной личности — дехканина.
Евгения Малеина. "В степи", 1972
Верблюды и автобус — как действительность с ее техникой и всевозможными ноу-хау ворвалась в жизнь советского человека.
Евгения Малеина отразила старый и новый мир — пережитки прошлой эпохи, использование животных и действительность.
Абдрай Осмонов. "Долон", 1974
По-мужски сурово. Люди начали подчинять себе природу.
Яркий пример сурового стиля. На одном из самых сложных перевалов Кыргызстана чередой едут грузовые машины. На переднем плане — группа рабочих, остановившихся на перекур. Монументальная композиция передает величие горных склонов, соразмеряя с ними человека — покорителя природы.
Семен Чуйков. "В горах", 1927
Золотой фонд КНМИИ имени Гапара Айтиева, подлинное искусство народов СССР.
Здесь и говорить нечего. Картина Чуйкова — дань традициям и культуре кыргызов. Размытые тона, нечеткие образы свидетельствуют о частичной утрате национальности и традиционности бытия.
Владимир Образцов. "Возвращение из Красной армии", 1930
"Когда мы были на войне…"
Многофигурная композиция "Возвращение из Красной армии" выделяется из ряда произведений художников того времени. Образцов строит композицию на основе контрастов традиционного уклада и новых веяний времени, происходивших после революции.
Александр Воронин. "Уч-Курган", 1968
Пафос сталинизма сменился прозой жизни…
В советской живописи 50-60-х годов появляется "суровый стиль", сложившийся главным образом в молодежной секции Московского отделения Союза художников и постепенно распространившийся по всему Союзу. "Суровыми" эти работы называют также потому, что зачастую они изображают людей самых трудных профессий — горняков, нефтяников, шахтеров, подчеркивая их волю и тяжелый труд. Человек трактуется как герой и покоритель дикой природы, вторгшийся в ее недра и извлекающий природные ископаемые.
Гапар Айтиев. "Тандыр в поле", 1972
Светлая грусть по минувшему…
Гапар Айтиев был в первую очередь пейзажистом. Его излюбленными темами были плодородные дали Ферганской долины. В картине "Тандыр в поле" проступает большая наблюдательность, нет панорамных видов и безоблачных высей. Сдержанная пастельная гамма красок — светлая грусть по минувшему, ушедшим друзьям. Поднимающиеся к небу клубы дыма символизируют время, которое столь же необратимо исчезает на глазах.
Мухтар Мукамбетов. "Голубые окна", 1980
Активное строительство нового
"Голубые окна" — одна из лучших картин автора, которая передает трудовой ритм хрущевской оттепели. Бытовой момент — ремонт и уборка новой квартиры — яркое отображение действительности. Настроение картины драматичное и игривое из-за палитры цветов на полотне.
Евгения Малеина. "Хлеб и сушки", 1974
Красота — в простоте
Малеина небрежно изображает черный хлеб, батон, сушки, копну колосьев, нож на голом холсте. Натюрморты художницы чрезвычайно просты, но в каждом из них, кроме мастерства, точного ощущения цвета и правды натуры, невозможно не почувствовать радость. Радость, с которой Малеина переносит на холст эти дорогие ее сердцу приметы бытия.