БИШКЕК, 3 сен — Sputnik. Председатель правления «Бизнес-ассоциации ЖИА» Умбриэль Темиралиев рассказал об изнанке инвестиций и поведал, что может дать миру Кыргызстан, помимо туризма.
Есть тут, конечно, кое-какие недоработки. Видели, как летает турецкий лидер Тайип Эрдоган? Он с собой не только жену возит и родственников, но и целый самолет бизнесменов. Потому что понимает — инвестировать в государство нельзя. Гранты дать можно, кредиты. А инвестировать — нет. Реальный сектор представлен только бизнесом. В восточных странах крайне важно, когда в качестве гаранта выступает лидер страны. Для западных — не особо. Там больше на бизнес-планы смотрят.
И у нас есть что им предложить. Люди в развитых странах уже начали задумываться над тем, что они кладут в рот. Нам не надо гнаться за масштабами, не надо соперничать с Беларусью в производстве говядины, не надо гнаться за Казахстаном по количеству пшеницы. Зато мы можем завышать цены в два, а то и в три раза. У нас другое конкурентное преимущество — наши фермеры не научились "химичить".
Но с этим есть сложности. Никто не заинтересован вкладывать в иностранный бизнес 100 тысяч долларов. Обычно речь идет о сотнях миллионов, а лучше — о миллиарде. У нас таких предприятий на всю страну штук пять-десять. Ведь не будет инвестор бродить по поселку Джалал-Абадской области и уговаривать фермеров сдавать ему по 10 тонн картошки ежегодно.
У нас фермеры работают разрозненно. Конечно, им легче по дешевке сдать черешню или огурцы казахскому перекупщику, чем объединиться, придумать бренд, договориться о регулярных поставках, урегулировать вопросы стандартизации, пошлин и выйти на зарубежные супермаркеты. Это невозможно. Я думаю, это уже задача государства.
Вообще, завоевание мозгов и кошельков иностранных инвесторов происходит следующим образом. Сначала мы им показываем на карте Кыргызстан и объясняем, что с Курдистаном у нас общего мало. Приглашаем их к себе, показываем горы, Иссык-Куль. За нашими партнерами мы "ухаживали" два года. То есть сперва продавали страну и только потом — бизнес.
Еще у наших предприятий туго с "упаковкой". Не умеют они себя преподносить. Первым делом любой уважающий себя инвестор спросит, есть ли у компании аудированная отчетность по стандартам МСФО. А наши предприниматели не понимают, зачем за это платить кому-то 30 тысяч долларов в год. Затем попросят вменяемую стратегию развития или бизнес-план. Такого зачастую наши бизнесмены предоставить не могут.