В первой половине августа в евразийском регионе произошли два серьезных события, которые повлияют на развитие экономик всех центральноазиатских государств.
Первое — это девальвация китайского юаня. Три дня подряд Народный банк Китая понижал курс юаня к американской валюте на 1,9, 1,6 и 0,98 процента соответственно. Обесценивание юаня было необходимо для предотвращения значительного замедления темпов роста китайской экономики.
В краткосрочной перспективе ситуация с юанем приведет к снижению цен на углеводороды и, возможно, металлы. Экономика добывающих стран Центральной Азии — Казахстана, Туркменистана, Узбекистана — просядет. Они будут вынуждены увеличивать свои расходы, а их платежный баланс ухудшится. Все это может привести к ослаблению национальных валют региона и необходимости их девальвации. Однако, по мнению экспертов, такая ситуация может сложиться только при условии дальнейшего ослабления юаня.
При этом, девальвировав курс своей национальной валюты, власти Китая снизили себестоимость китайских товаров, что является традиционным способом поддержки экспортеров. Следствием этого должно стать увеличение производства, которому нужны ресурсы.
Скорее всего, от снижения юаня выиграет швейная отрасль Кыргызстана, поскольку она работает на тканях, импортируемых из Поднебесной. Эта отрасль в последнее время несколько снизила объемы экспорта своей продукции основным покупателям — Казахстану и России — из-за уменьшения покупательского спроса в последних. Удешевление китайского сырья, а соответственно и снижение цен на готовую продукцию позволят кыргызстанским швейникам преодолеть этот кризис.
Собственно все страны региона закупают товары первой необходимости в основном в Китае, и снижение курса китайской волюты несколько сократит их расходы. Правда, это зависит и от условий конкретных двусторонних контрактов.
Второе событие, которое повлияет на экономику государств Центральной Азии, — открытие таможенной границы между Казахстаном и Кыргызстаном в связи с окончанием подготовительного периода вступления последнего в Евразийский экономический союз.
Оптовые базары "Дордой" и "Кара-Суу", традиционно торговавшие китайскими дешевыми товарами, давали серьезный реэкспортный доход Кыргызстану. С созданием Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси было закрыто свободное движение этих товаров через казахско-кыргызскую таможенную границу. За эти годы объем торговли на оптовых базарах сократилась в 2,5 раза. А последние несколько месяцев, перед полномасштабным вхождением республики в ЕАЭС, — еще на 40 процентов.
Более выгодной для Китая стала торговля со странами ТС/ЕАЭС через центр приграничной торговли "Хоргос" на китайско-казахской границе. Большинство товарных потоков было переведено туда. Таким образом, Казахстан постепенно становится транспортным транзитным центром в международном транспортном коридоре Запад — Восток, соединяющем рынки КНР и ЕС.
Перевозки по железным дорогам Казахстана гораздо удобнее, чем транспортировка через Кыргызстан, где качество автодорог оставляет желать лучшего. Кроме того, эти трассы имеют меньшие возможности по объемам грузоперевозок.
Однако открытие границы создает возможности для развития других отраслей экономики Кыргызстана, в частности, агропромышленного комплекса, некоторых направлений пищевой промышленности (например, производство макаронных изделий), производства стройматериалов, уже упоминавшейся швейной промышленности.
Вместе с тем открытие границы вызывает ряд опасений со стороны Казахстана. Астана ссылается на более низкие пошлины, которые имеет Кыргызстан как член ВТО. Но в этом много лукавства.
Во-первых, при вступлении России во Всемирную торговую организацию в 2012 году таможенные пошлины Таможенного союза были скорректированы с пошлинами ВТО.
Во-вторых, Кыргызстан по существующим правилам ВТО уже подготовил документы в секретариат организации о пересмотре ряда пошлин из-за вступления в ЕАЭС.
В-третьих, сам Казахстан в июле этого года закончил переговоры о членстве и с 2016 года становится полноправным членом ВТО. Более того, он взял на себя даже более либеральные таможенные обязательства, чем у Евразийского союза. В частности, средняя тарифная ставка для Астаны составит около 6,5 процента, а для остальных государств-членов ЕАЭС она превышает 10 процентов. То есть ЕАЭС снова придется вносить изменения в таможенное законодательство по 3,5 тысячи товаров.
Другая группа вопросов, вызывающая опасение у казахстанских экспертов, относится к безопасности: расширение возможностей для проникновения наркотиков и оружия на территорию страны. Но решение этих задач входит в компетенцию не таможенников, а специальных служб и пограничников. Государственные границы никто не отменял.
Таким образом, экономика центральноазиатских государств претерпит определенные изменения. И связаны они с меняющейся не только региональной, но и в целом мировой экономической ситуацией.
Вероятнее всего, эти перемены не последние — сегодня в мире идет активный поиск вариантов выхода из экономического и финансового кризисов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.