БИШКЕК, 12 мар — Sputnik. Граждане Кыргызстана Эрнест Карыбеков, Зульфия Марат и Манасбек Султанов обратились к парламентариям с требованиями скорейшего разъяснения суду по их иску к правительству, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в повышении тарифов на электроэнергию. Зульфия Марат ответила на вопросы корреспондента Sputnik.
— Расскажите о ваших требованиях.
— В суде находятся два судебных иска: по среднесрочной тарифной политике, который рассматривается с середины прошлого года, и второй иск мы подали после принятия второй среднесрочной тарифной политики 20 ноября.
Статья 25 закона об электроэнергетике однозначно говорит о том, что любое рассмотрение изменения тарифов должно производиться только через шесть месяцев после последних изменений. Из этого следует, что вторая среднесрочная политика была принята неправильно.
Первое заседание прошло только 16 февраля 2015 года, а второе 5 марта, и судом была определена приостановка делопроизводства до получения официального ответа на запрос суда из Жогорку Кенеша.
В прошлом году почти полным составом они отказались от своей ответственности по утверждению тарифов. В этом году мы обращаемся к комитету по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию, именно он будет рассматривать запрос суда.
Мы прекрасно понимаем, что здесь идут попытка скрыть свою бездарность в управлении энергокомплексом, преследование корыстных интересов как со стороны чиновников, так и со стороны депутатов, имеющих аффилированность с распределительными компаниями.
Из этого видно, как простым гражданам трудно защищать свои права, а их должен защищать ЖК. А если парламент их не защищает, то возникает вопрос: зачем нам нужен такой парламент?
— Ваша риторика напоминает революционные лозунги "кетсин", за которыми ничего, по сути, не стоит. Есть ли у вас решения в правовом поле?
— В соответствии со статьей 52 Конституции мы имеем возможность созвать курултай, на котором обсудим все эти вопросы. То есть то, что сейчас говорили мои соратники на пресс-конференции, — это только предложения, но есть еще мнение народа и его делегатов. На основе этих мнений мы и примем решение, и это в рамках закона.
— Есть ли политическая целесообразность в таких действиях?
— Вот вы говорите о политической целесообразности, а мы говорим о нуждах народа. Нужда есть, и она является приоритетом. В случае принятия решения и инициирования референдума можно говорить о законном решении народа. Источник государственной власти — это народ, и если он испытывает трудности, то действия по устранению этих причин должны быть проведены в соответствии с законом.
— Нужны ли распределительные компании в нашей энергосистеме?
— Думаю, нет, их еще называют компаниями-прокладками. Они занимаются перепродажей уже готовой продукции. Ни одно из этих предприятий не вкладывало средства в развитие оборудования энергосети. Эти компании играют роль в создании квазирынка, идеи которого исходят от Всемирного банка.
— Значит, вы против решений, продиктованных ВБ в энергетике?
— Правительство и Жогорку Кенеш выполняют волю ВБ, а не народа. И информационная кампания по повышению тарифов на электричество была проплачена одним из международных финансовых институтов. Постоянно, массированно наше население информационно атаковали, что, дескать, повышение необходимо и это решение верно, рассказывая байки о маловодье. Но эти данные не подтверждают наши ученые. По их сведениям, поступление воды составило 89 процентов от максимального уровня приточности. А Всемирный банк взял эту эстафету на поддержание курса повышения тарифов.
— Как вы прокомментируете заявление вашего соратника Манасбека Султанова о приглашении менеджеров-"легионеров" в энергетику КР?
— Эта точка зрения неправильная, и это его личное мнение. Мы можем сами справиться. 14-тысячный отряд наших энергетиков, и среди них мы можем найти своих менеджеров для регулирования всех вопросов. Пока еще это поколение способно к управлению данным сложным техническим комплексом, и говорить о приглашении специалистов со стороны преждевременно. Приглашение иностранцев означает, что мы расписываемся в полном своем бессилии.
— Как вы смотрите на государственно-частное партнерство в энергетике?
— В прошлом году мы писали законопроект об эффективном управлении госсобственности. У нас естественный монополист находится в ведомстве государства. На сегодня энергокомплекс требует единого управления. В 2001 году по "рецептам" ВБ вся ранее единая система была раздроблена. Сейчас мы предлагаем предприятия, производящие энергию, и распредкомпании объединить под одним началом. И разобравшись хорошо в госуправлении, можно рассматривать вопросы государственно-частного партнерства.
— Обобщите ваши действия.
— Должен быть ответственный подход к формированию тарифов по закону, а не покупка казахстанской энергии по высокой цене с перекладыванием ноши на плечи граждан. В стране, где меняется каждый месяц тариф на электроэнергию, невозможно ничего планировать как бизнес-структурам, так и простым жителям.
Мы выступаем за нормализацию процессов, подотчетность народному курултаю в своих действиях правительства и ЖК. Только так мы сможем привести в соответствие с нуждами народа всю энергетическую систему в частности, а также политическую составляющую.