БИШКЕК, 19 янв — Sputnik. Интернет-ресурс ИноСМИ опубликовал статью Дороты Лосевич о влиянии современных гаджетов на детей дошкольного возраста. В материале на страницах польской газеты wSieci автор приводит аргументы в пользу классической формы обучения ребенка.
По сети гуляет такая картинка. Рядом сидят дедушка и внук.
Внук спрашивает: "Вау, это похоже на смс, только больше букв, как это называется?". — "Книжка, внучок, книжка", — отвечает дедушка. И подпись: "Прогресс не всегда движется в нужном направлении".
Ситуация, возможно, забавная. Но, к сожалению, очень реальная. Современные дети знают, как "передвигать экран" на планшете и пользоваться меню, однако не способны построить конструкцию из кубиков.
"Дети глупеют из-за современных технологий", — бьет в набат Британская ассоциация учителей и преподавателей.
Дети не только медленнее учатся писать, но, вообще, не испытывают такой потребности.
"Ведь зачем это делать, если достаточно провести пальцем по экрану или щелкнуть мышкой, чтобы найти то, что ищешь?" — вторят польские учителя, с которыми беседовал портал Olsztyn.wm.pl.
Опасный гаджет
По данным британских ученых, цифровые технологии нарушают у детей развитие моторных способностей. Дети самого младшего возраста проводят, играя с гаджетами, много часов, а от этого страдают ловкость их пальцев и память. Учителя в связи с этим наблюдают тревожное явление: ученики все чаще не способны от руки заполнить тест, сообщал Telegraph.co.uk.
Как тут сконцентрируешься?
Похожая ситуация наблюдается в Польше.
"Раньше дети быстро учились в детском саду печатным буквам и не могли дождаться, когда пойдут в школу и научатся писать. Теперь они все чаще не знают букв и, что хуже всего, не хотят их учить. Письмо перестало быть для них привлекательным. Зато они без проблем находят в планшете любимую игру. Все это изменилось за последние 10 лет, пропасть уже огромна", — рассказывала учитель начальных классов Ивона Леманьска в беседе с порталом из Ольштына.
"Планшеты и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека — как взрослого, так и ребенка. Это вызвано чрезмерным количеством раздражителей, которые они предлагают (цветные картинки, фильмы, ссылки), и возможностью быстро переходить от одного типа информации к другому (нажимая на гиперссылку). Между тем развитие ребенка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на конкретном занятии, которое часто требует терпения и приложения больших усилий. Именно такую деятельность обеспечивает рассматривание, а позже чтение книг, раскрашивание картинок, складывание кубиков. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Электронные гаджеты полностью поглощают детское внимание, но не учат концентрации", — объясняет Януш Вардак, инициатор акции "Меньше экрана, больше семьи", глава Семейной академии и заместитель директора по воспитательной работе школы Żagle общества Sternik.
Ручка как враг
Сегодня ученики часто не умеют даже держать ручку, а завязывание шнурков или застегивание пуговиц превращается для них в сложную задачу.
"Ошибка бездумных поборников электронных форм заключается в смешении знака (буквы или звука), значения и контекста. Чем более искусственен знак, тем слабее он задействует разные части мозга, взаимодействие полушарий, так называемую мышечную память, то есть в дальнейшей перспективе негативно влияет на способность читать и писать", — говорит Павел Юрчик из консультационного центра Sensity, сотрудничающего с Институтом интегрированной профилактики.
Многих польских педагогов беспокоит то, что дети не только испытывают сложности с письмом, но и не хотят учиться.
"Интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием. Электронные гаджеты стимулируют моторное развитие лишь в минимальной степени, так как они обслуживаются при помощи одного типа активности — движения пальца по экрану, которое вдобавок требует небольших усилий, в отличие от, например, рисования или лепки. Кроме того, обработка языковых сигналов связана с левым полушарием, а работа с мультимедиа (это преимущественно изображения) стимулирует правое", — говорит Януш Вардак.
"Изображение и графический знак — не одно и то же, что реальный предметный десигнат или звук, а особенно сообщение. В абстрактных понятиях и виртуальных формах электронной коммуникации ("кликаньи") на нейропсихологическом уровне задействуется меньше энергии, чем в "реальных" действиях. Эту идею описывал Дэвид Колб в своем известном цикле эффективного обучения, который, впрочем, опирается на более ранние образовательные идеи, в частности Игнатия Лойолы (XVI век). Он говорит, что образовательный опыт тем более эффективен, чем в большей степени он "полисенсорен" и активизирует эмоции, мануальные действия, фантазию, речь, способность планировать. Тогда мы начинаем ощущать смысл чтения и письма, а также испытываем более сильные чувства (мозг стимулируется естественным образом с разных сторон)", — объясняет Павел Юрчик.
Цифровая зависимость
В ходе конференции Британской ассоциации учителей и преподавателей ученые также доказывали, что слишком частое использование электронных гаджетов приводит к избыточному весу, утомляемости и агрессивному поведению. Родители зачастую гордятся тем, как их ребенок умеет пользоваться планшетом, не замечая, что у него есть проблемы в общении со сверстниками.
Британские и польские ученые призывают контролировать время, которое ребенок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей самого младшего возраста. Нам следует принять это близко к сердцу, поскольку все более частым явлением становятся требующие терапии случаи компульсивного поведения, вызванного тем, что дети с рождения пользуются электронными устройствами и Интернетом. Более того, появились случаи развития зависимости от гаджетов. Ребенок, росший с планшетом, не может без него жить. Известна история четырехлетней британки, которая получила в три года iPad и с тех пор с ним не расставалась: дошло до того, что он стал ее лучшим другом. Без прибора у девочки появлялись симптомы абстинентного синдрома — неприятные физические и психические ощущения, возникающие при отмене вызывающего зависимость предмета. Ребенок попал в лондонский центр лечения зависимостей.
Учитывая приведенный выше пример негативного воздействия новых технологий на развитие детей, следует подумать о стратегии, которую избрали в воспитании своих отпрысков многие руководители компаний, связанных с цифровыми технологиями. О них вспоминает на портале Rodzinaimedia.pl Януш Вардак. Например, Алан Игл, руководитель одного из подразделений компании Google, считает смешной идею, что аппликация в iPad позволит детям лучше освоить чтение или счет. Когда его дочь училась в пятом классе, она еще не умела пользоваться Google.
"Это очень легко, все равно, что научиться пользоваться зубной пастой. В Google и других компаниях мы работаем над тем, чтобы технологии были настолько просты в использовании, насколько это возможно. Дети с легкостью научатся этому, когда станут старше", — говорит Алан Игл.
Так было и у Стива Джобса — покойного сооснователя и многолетнего главы компании Apple. Его дети не пользовались iPad, а доступ к цифровым технологиям был в его доме жестко ограничен. Автор биографии Джобса Уолтер Айзексон, проведший в доме главы Apple много времени, пишет: "Каждый вечер Стив садился с семьей ужинать за большим столом на кухне. Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети мало привязаны ко всем этим гаджетам".
Билл Гейтс — создатель и многолетний глава компании Microsoft — тоже был сторонником ограничения своих детей в пользовании компьютером и игровыми приставками. Когда сын спросил его, неужели так будет всю жизнь, Гейтс ответил: "Нет, когда ты будешь жить один, ты сможешь установить себе собственные ограничения".
Так что раз даже основатели и руководители крупных IT-компаний были настолько осторожны с доступом своих детей к новым технологиям, возможно, следует взять с них пример. Социальная неполноценность нашим отпрыскам из-за этого угрожать не будет: ровно наоборот.
Оригинал публикации: Mali analfabeci